Дворцовая архитектура во многом перекликается с архитектурой культовой

Один из самых ярких памятников дворцового зодчества средневекового Востока — Аяьгамбра в Гранаде (Испания), построенная в XIV в. Альгамбра имеет свободный план с асимметричным расположением зданий в комплексе. Дворец полон роскоши и предназначен для жизни мусульманского правителя династии Насридов, которую он проводил в постоянных наслаждениях.

Так же, как в ранее рассмотренных мечетях, главные ячейки комплекса представляют собой залы, примыкающие к открытым дворам и объединенные с ними открытыми проемами. В Миртовом дворике, который был центром политической и дипломатической деятельности правителя и его двора, устроен большой искусственный водоем, в котором отражаются легкие аркады примыкающего Тронного зала. В воде отражаются также аллеи растений. Все создает впечатление воздушности.

Другая часть комплекса представлена Львиным двориком, вокруг которого размещались парадные и жилые покои султана и его семьи. Несущие колонны очень тонкие, а в тех местах, где необходимо было усилить опору, ставили по две и даже по три колонны. Эти колонны настолько тонки, что при взгляде на них создается ощущение нематериальное опор.

Фонтаны, разбрызгивающие тончайшие струйки, направленные вверх, поддерживают общее впечатление невесомости окружающего мира. Аркады дворца — это скорее бесконечный орнаментальный ковер, чем арочные конструкции, опирающиеся на колонны. Зал судебных заседаний открыт во двор, как диктуют традиции мусульманской архитектуры.

Стена между ним и двором отсутствует. Арки зала сплошь покрыты декоративными сталактитами, что полностью лишает зрителя возможности восприятия тектонической работы арки. Ее очертания размываются среди причудливого бесконечного узора. Анфилада сталактитовых арок больше похожа на тканевые легкие занавеси, чем на каменные конструкции. Все стены, потолки и другие конструктивные элементы помещений комплекса покрыты нескончаемым орнаментом.

В залах, где необходимо было перейти от их квадратной формы в плане к восьмерику свода, создавались тромпы, которые, так же как и низ самого свода, покрыты бесчисленными сталактитами, скрывающими под собой конструкцию перекрытия. Стремление к дематериализации и одновременно к динамичности представления среды сдерживается геометрически рациональным и строгим внутренним строем любого орнамента. Тем не менее, подчеркнутая нереальность форм пронизывает всю композицию комплекса и господствует в нем.