XVI и начало XVII вв. в Европе ознаменовались коренным переломом в экономике, политике и культуре. Феодальный уклад вытеснился капиталистическим способом производства. Зарождался класс буржуазии. Государства определились в своих границах. Монархия набирала силу. Культурные традиции феодализма уходили в прошлое. На сцену истории вышла личность. Постулаты веры приходилось пересматривать, ориентируя их на новые запросы общества.
Прогрессивные тенденции экономико-политических изменений, общие для всех европейских стран, в каждой из них имели свои особенности, которые наложили отпечаток на их культурное развитие.
Начало этим сложным процессам было положено в Италии. В ее городах-государствах в конце XIV в. возникло идейное течение гуманизм, ставшее философским фундаментом нового культурного явления, в корне изменившего психологию общества, его отношение к человеку и его месту в развитии цивилизации. Новая эпоха в истории культуры Западной Европы получила название Возрождения, или Ренессанса.
Гуманистические идеалы Возрождения связывались со всесторонним развитием личности, ее нравственным совершенством, жизнью в полной гармонии с природой. Гуманисты стремились возродить утраченную в VI—XI вв. преемственную связь с высокоразвитыми культурными традициями античности (Древней Греции и Рима). Отсюда появился термин «Возрождение», или «Ренессанс», с которым связывалось духовное обновление общества и подъем культуры.
Достижения древних ученых, скульпторов, архитекторов — фундамент, на котором сложилась культура Ренессанса. Однако мастера новой эпохи ставили перед собой задачу не столько копировать древние источники, сколько их превзойти. Одновременно новая культурная традиция Ренессанса опиралась и на свои средневековые корни, представленные городской, народной и рыцарской культурой.
Расцвету Возрождения способствовали экономические предпосылки исторического развития. Именно для Италии был характерен высокий уровень урбанизации при значительном подчинении сельских поселений городу. Одновременно с этим в северных городах получили широкое развитие ремесленное производство и торговля как внутренняя, так и внешняя.
Финансовое дело достигло необычайно высокого уровня. Банкиры из Сиены и Флоренции снабжали деньгами почти всех монархов Западной Европы. В то время там же была создана форма банковского чека, сохранившаяся до наших дней. В руках купечества, знати и зажиточных горожан скопились огромные богатства.
Часть этих денег уходила на возведение прекрасных дворцов с великолепным внутренним убранством, сооружение семейных капелл при церквях, пышные празднества по случаю семейных торжеств. Одновременно с обеспечением роскошной жизни богатая верхушка общества тратила деньги на образование детей, создание домашних библиотек.
Все это требовало пополнения рядов людей искусства: архитекторов, художников, скульпторов, музыкантов, а также педагогов, которые работали не только в богатых семьях, но и во множестве начальных общеобразовательных школ, что обусловило высокий уровень грамотности населения.
Гуманизм как идейно-философская основа ренессансной культуры был светским, демократическим и антифеодальным направлением. Идеология гуманизма освобождала человека от сословных и корпоративных пут, меняла отношения с религиозно-церковными традициями и представлениями, создавала предпосылки для творческого раскрытия личности и активной созидательной деятельности.
Первыми носителями идей раннего гуманизма стали Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). В 1341 г. в Риме за вклад в поэзию Петрарка был увенчан лавровым венком как величайший поэт Италии. Высокие художественные достоинства и новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие литературы Возрождения.
Петрарка обратился к духовным проблемам человека, его свободе и нравственному совершенству через изучение наследия древних. Он собрал большое количество рукописей античных авторов, а также предложил ввести в образование более глубокое изучение гуманитарных дисциплин, особенно этики. Петрарка проповедовал право человека на счастье, любовь, наслаждение окружающим миром, утверждал светское мировоззренческое начало. Своими произведениями он наметил программу становления новой культуры, которую развил его друг и последователь Боккаччо.
Джованни Боккаччо — непревзойденный мастер новеллы. Сборник его новелл «Декамерон» получил самое широкое распространение и был переведен на многие языки. Основные идеи его произведений: прославление человека вне зависимости от происхождения, а также его нравственного совершенства. Чувственная природа в новеллах Боккаччо преобладает над неестественным аскетизмом, свойственным Средним векам.
Мужество, ум, сметливость должны помогать человеку выжить в окружающем мире. Светская трактовка жизненных приоритетов вызвала негодование Церкви. Боккаччо заставляли сжечь книгу и отказаться от нее. Но автор выстоял в этой тяжелейшей борьбе, отстояв свою жизненную и философскую позиции.
Боккаччо принадлежит также свод античных мифов, где он освещает величие и мудрость поэзии древних. Обращение к античной философии, в противовес официальной позиции Церкви, явилось еще одной ступенью на пути формирования светской культуры Ренессанса.
Последователь Петрарки и Боккаччо, Колюччо Салютати (1331-1406), настаивал на том, что земной жизнью человек обязан распорядиться сам, но в соответствии с законами добра и справедливости. Из этой идеи вытекал вывод о недостаточности подвигов аскетизма, которые проповедовала Церковь, и о безусловном приоритете в жизни человека творчества на благо людей.
Известным гуманистом XV в. был Леон Баттиста Альберти (1404—1472). В основе его философской концепции лежал постулат о внутренней гармонии человека, а также гармонии человека и природы, личности и общества. Жизненные силы даны человеку от рождения и должны быть употреблены на осознанную борьбу за жизнь и ее счастливое обустройство, утверждал Альберти. Воспитание и образование призваны помочь человеку в познании мира, а добытые знания необходимо обратить на пользу добру.
Человек от природы творец, и его высшая цель — это деятельная творческая жизнь. Приверженец высшей гармонии, Альберти во всем старался найти гармоничную составляющую жизни. Будучи выдающимся мыслителем и писателем, он стал одним из первых теоретиков искусства и архитектуры эпохи Возрождения, а его главным поиском был поиск гармонии прекрасного.
Так, в конце XIV—XV вв. сложилось совершенно новое идейно-философское учение, получившее название гуманизма. Проводники этого учения не порывали официально с Церковью, но одновременно призывали пересмотреть многие традиции, сложившиеся в Средневековье. В центр Вселенной гуманисты поставили человека с его потенциальными творческими возможностями.
Главным для них стало познание окружающего мира и самого себя, а не слепое следование церковным догматам. Гармоничное существование в окружающем мире в согласии с самим собой, ощущение радости земного бытия и деятельная творческая жизнь — вот основные идеи сформировавшейся системы взглядов, которая во второй половине XV в. стала мировоззренческой основой всей культуры Возрождения.
Изобразительное искусство и архитектура встали на новый путь только в первые десятилетия XV в. Множество замечательных мастеров живописи и скульптуры начали работать в новом направлении светского искусства: во Флоренции — Мазаччо, Боттичелли и Пьеро делла Франческа; в Умбрии — Перуджино и Пинтуриккьо; на севере Италии — Андреа Мантенья; в Венеции — Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини. Особенно значительные изменения произошли в архитектуре. Здесь прославились Леон Баттиста Альберти и Антонио Филарете, Микелоццо ди Бартоломео и Филиппо Брунеллески со своим замечательным куполом во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Огромное влияние на формирование новой культурной традиции в Европе оказали Великие географические открытия, которые позволили человеку расширить свои познания об окружающем мире. Предпосылкой к поиску новых путей на Восток стало взятие турками в 1453 г. Константинополя.
Через этот город проходили основные сухопутные пути, со времен Крестовых походов служившие торговыми артериями, по которым в Европу поступали пряности и восточные ткани, ювелирные изделия и предметы роскоши. С завоеванием турками Константинополя цены на индийские пряности многократно возросли. Европейцы стремились в Индию, к «Островам пряностей», в Китай и Японию, которые оставались неизведанными, а потому притягательными странами.
Не хватало в Европе и драгоценных металлов, из которых чеканилась монета. Высокий уровень судостроения и навигации с килевыми судами, косыми и прямыми парусами, позволявшими двигаться против ветра, а также заимствованные у арабов компас, астролябия и секстант — все это сделало возможным путешествия в открытом океане. К тому времени уже существовали хорошие карты с детальным изображением береговой линии.
Первыми на ниве Великих географических открытий отличились Португалия и Испания. Португальский принц Генрих по прозвищу Мореплаватель первым прошел вдоль западного берега Африки, надеясь выйти в Индийский океан. Однако ему удалось лишь хорошо обследовать этот берег континента, обнаружив здесь золото и слоновую кость, откуда и пошли названия Золотой Берег, Берег Слоновой Кости. В 1586 г. Бартоломеу Диашу удалось дойти до южной оконечности Африки, где был обнаружен проход в Индийский океан. Мыс получил название мыса Доброй Надежды.
Одновременно с португальцами в 1492 г. в плавание на поиски Индии пустился испанец Христофор Колумб,
Он увлек испанских королей своей идеей найти Индию, плывя не на восток, а на запад. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, только что окончательно вытеснившие мавров с Пиренейского полуострова, заинтересовались идеей Колумба отыскать для них источники золота. В первой экспедиции Колумб дошел до Кубы и Гаити, решив, однако, что достиг Юго-Восточной Азии. Во второй экспедиции в 1493 г. он добрался до Ямайки.
Но ни в третье, ни в четвертое плавание ему не удалось дойти до настоящей Индии. В 1506 г. Колумб умер в нищете, покинутый всеми. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индийских берегов. Америго Веспуччи открыл, что материк к западу от Европы — это вовсе не Индия, а Новый Свет, или Америка, как был назван этот материк в его честь. В 1513 г. отряд Васко Нуньеса де Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел на просторы Тихого океана.
В 1519 г. португалец Фернан Магеллан, экспедиция которого была отправлена испанским королем, пустился на поиски западного пути в Индию. Через пролив между материком и Огненной Землей эскадра вышла в Тихий океан, однако это плавание стоило жизни большинству членов экипажа. На Филиппинских островах, до которых, наконец, добралась эскадра, Магеллан получил все необходимое для дальнейшего плавания, но сам погиб от удара копьем в стычке с местными жителями. Оставшиеся моряки продолжили путь.
С огромными потерями, пробираясь через воды Индийского океана, где господствовали португальцы, испанские моряки через три года, обогнув Африку, приплыли в Севилью. Из 253 человек вернулось 18. Плавание Магеллана, несмотря на невероятные трудности и потери, имело огромное научное значение. Было доказано, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. В политическом отношении Испания и Португалия разграничили зоны своего влияния.
В результате началось завоевание новых земель под названием «конкиста». Конкистадоры искали чудесную страну Эльдорадо, изобилующую золотом. В 30-х гг. XV в. испанцами было покорено государство инков (территория современного Перу), завоеваны земли Парагвая и Чили. В XVI в. рудники в Чили, Боливии и Перу давали половину добычи драгоценных металлов Европы.
Англичане и французы отправились к берегам Канады и Флориды, где в районе Ньюфаундленда открыли богатейшие запасы рыбы.
Великие географические открытия в корне изменили привычную средневековую картину мира. Они раздвинули рамки этого огромного и многообразного мира. Были открыты новые материки и народы, населяющие разные земли, с их разнообразной и самобытной культурой. Европейские народы осознали свое единство, которое сформировалось на основе общности исторического развития, языковой, культурной и конфессиональной близости. С XVI в. в лексикон входит понятие «Европа».
В Европе началось бурное развитие производства. Горное дело и металлургия с выплавкой железа, чугуна и стали совершили переворот в оружейном деле. В производстве артиллерийских орудий и огнестрельного оружия Европа в тот период не знала себе равных.
Как уже упоминалось, на новый технический уровень было выведено судостроение, которое так же, как и оружейное дело, способствовало не только географическим открытиям, но и завоеваниям новых земель и народов. Изобретение Иоганном Гуттенбергом в 1445 г. печатного станка — переломный момент в истории книгоиздания. Ручной труд переписчиков был заменен производственным процессом книгопечатания.
Быстрыми темпами развивалось производство бумаги, хлопчатобумажных и шелковых тканей, стекла, мыла, зеркал, Европа становилась менее зависимой от стран Востока. Формирование общеевропейского рынка было подкреплено прочными торговыми связями с Африкой, Азией и Америкой, что расширяло внутренний рынок до масштабов общемирового.
К концу XV в. большая часть крестьян в Европе была уже лично свободной, как и городские ремесленники. В городе образовался рынок свободной рабочей силы за счет «вечных подмастерьев», низших слоев общества и крестьян, переместившихся в город на заработки. Свободные рабочие руки создали возможность для организации крупного капиталистического производства — мануфактуры.
Процессы капитализации производства шли неравномерно в разных странах Европы. Вперед в этом отношении вырвались Англия и Нидерланды. Капиталистический уклад коснулся некоторых отраслей экономики во Франции. В Италии шла стагнация ран не буржуазных отношений, Испания и Португалия не дали ростков развития новых экономических отношений.