Многолетняя междоусобица на русских землях, в центре которой стояло Московское княжество, и продолжавшееся давление монгольского ига не позволяли вкладывать большие средства и силы общества в крупное строительство. В связи с этим значительное развитие в рассматриваемый период переживала архитектура Новгорода и Пскова, где не столь сильно чувствовалось влияние сложных процессов становления единой государственности с центром в Москве.
Очевидно, что строительство из дерева продолжало развиваться. Деревом как строительным материалом пользовались при возведении жилых зданий, хозяйственных построек, крепостных сооружений. Но, как уже отмечалось, от этого периода практически не осталось памятников, выполненных в дереве, из-за недолговечности материала. Поэтому основное внимание обращают на себя постройки из камня, дошедшие до наших дней.
Новгород по сравнению с XII в. существенно менял весь свой облик. Древние величественные соборы по-прежнему — композиционный и общественный центр города. При этом разрослась жилая застройка с хоромами знати и домами зажиточных горожан, которые теперь более просторны, удобны и красивы. Новгород окружен каменными стенами, превратившими его в хорошо защищенную крепость. Гражданская застройка получила значительный перевес по сравнению с крупным церковным строительством. При этом широкий размах приобрело возведение небольших посадских церквей.
Новгород и Псков в то время были вечевыми республиками, которые управлялись народным собранием — вече. В связи с этим широкое строительство храмов осуществлялось при финансировании отдельными состоятельными людьми — боярами или купцами, а в отдельных случаях сообществом горожан, которые объединялись по принципу проживания на отдельных улицах или в районах города, носивших название «концов».
Это определило сравнительно небольшие размеры возводившихся на их средства церквей. Однако при своих скромных размерах храмы Новгорода и Пскова содержали множество новых строительных приемов и своеобразной пластической выразительности, выработанной местными мастерами.
В Новгороде кладка ведется из камней неправильной формы на известковом растворе. Используется брусковый или фасонный кирпич квадратной формы для кладки столбов, сводов и куполов. И з брускового кирпича выкладывались также барабаны под купола и арки проемов. Фасонный кирпич использовался для отделки фасадов декоративными деталями.
Основной конструктивной системой небольших храмов оставалась крестовокупольная с четырьмя внутренними столбами или бесстолпная конструкция, т.е. не имеющая внутренних опор. Отличительная черта новгородских церквей — крестово-купольный храм с трехлопастным сводчатым покрытием.
Основной крест в покрытии создавался цилиндрическими сводами, а боковые пониженные пролеты — половинками цилиндрических сводов. Крыша либо устраивалась восьмискатной, либо повторяла форму сводчатого основания, на которое она укладывалась и которое завершалось на фасаде трехлопастными закомарами. Такой прием создавал большое пластическое разнообразие в общей канве городской застройки, сближал масштабы храма и человека и делал церкви более демократичными.
Активная поддержка архиепископом Новгородским Евфимием грандиозного строительства внутри кремля способствовала возникновению новой конструктивной системы одностолпных палат (1433). Палата венчала трехэтажное здание архиепископского комплекса и служила для приема послов, заседаний боярского совета, проведения других официальных мероприятий. Палата в плане имеет площадь в 150 м2. Четыре порушенные крестовые свода опираются на центральный столб.
Интересно, что в конструкцию сводов включены нервюры, которые не использовали русские зодчие. Известно, что архиепископ вел политику, ориентированную на Запад и на разрыв с набирающей силу Москвой. В строительстве Владычного двора участвовали не только местные мастера, но и приглашенные немцы. По-видимому, именно немецкие мастера привнесли в Новгород приемы готического зодчества, широко распространившегося по всей Европе.