В 2014 г. исполнилось 250 лет со дня рождения известного парижского архитектора Шарля Персье (1764–1838). Талантливый мастер, инженер, рисовальщик, гравер, историк архитектуры и педагог, он оставил значительный след не только в истории французской архитектурной школы.
Интерес к творческой судьбе этого незаурядного человека уже давно привлекает к себе внимание исследователей. Доклад посвящен восприятию в России не только архитектурного и градостроительного наследия мастера, одного из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, но и его сочинений.
Он подготовил к изданию архитектурные увражи в творческом содружестве с П.-Ф.-Л. Фонтэном (1762–1853), которые отражают как интерес к изучению римской партикулярной архитектуры XVIII в. (увраж «Дворцы, дома и другие современные здания, созданные в Риме»), так и их успешное практическое воплощение во французской столице.
Публикация их совместного проекта по «украшению интерьеров, мебели и аксессуары» выдержало несколько переизданий, благодаря чему они стали доступны самой широкой интернациональной аудитории. Оба архитектора выполнили в 1809 г. тринадцать альбомов, рисованных пером и акварелью и присланных в дар российскому императору Александру I под общим названием «Здания и монументы Парижа, возведенные при Наполеоне I, посвященные Императору Александру».
Среди многочисленных учеников Ш. Персье для русской архитектурной школы наиболее примечательно имя Августа Августовича Монферрана – архитектора, декоратора и рисовальщика, с 1816 г. работавшего в Петербурге, автора Исаакиевского собора – одного из самых масштабных произведений северной российской столицы. Насколько удавалось в России использовать опыт Ш. Персье в области градостроительства, реконструкции, декоративно-прикладного искусства, еще предстоит определить.