В архитектуре северных стран первой половины XIX в. безраздельно господствовал классицизм. В Дании и Швеции, где преобладало влияние архитектуры Франции и Германии, он приобрел романтический оттенок. Монументальной трактовкой и лаконизмом отличались классицистические произведения Норвегии.
В середине XIX в. влияние классицизма распространилось и на строительство деревянных жилых домов в городах. Обшитые тесом стены городских построек декорировались плоскими деревянными пилястрами. В облике этих зданий было много общего с деревянными постройками русского классицизма, влияние которого проникало в северные страны через Финляндию.
Однако во второй половине XIX в. догмы классицизма стали мешать решению новых жизненных задач. Простота форм
классицизма перестала отвечать вкусам буржуазии, видевшей в кричащей пышности и необычности построек форму самоутверждения.
Последней вспышкой ортодоксального классицизма в странах Скандинавии было строительство новых зданий правительственных учреждений в Христиании.
В период шведско-норвежской унии Норвегия получила несколько большую степень самостоятельности, чем та, которую она имела под датским управлением. Христиания из провинциального городка постепенно превращалась в центр страны. Здесь были построены здания королевского дворца, правительственных учреждений, университета. Завершение этих классицистических построек совпало со временем упадка направления и с началом поисков новых путей развития архитектуры.
Неудовлетворенность строгим классицизмом стимулировала поиски других источников подражания.
Для «ревизии» классицизма характерна фигура датского архитектора М. Г. Биндес- беля (1800—1856). Его крупнейшее произведение— здание музея Торвальдсена в Копенгагене (1839—1850) —отмечено несколько неожиданным привнесением «египетских» мотивов в реминисценции греческой античности. Идущая от влияния Шинкеля суховатость жесткой осевой композиции, в которой доминируют геометрические формы, здесь смягчена активно введенными полихромией и росписью. Фасад музея украшен в 1850 г. худ. И. Зонне своеобразной инкрустацией из цветной штукатурки.
В более поздних работах арх. Биндес- бель еще дальше отходит от ортодоксального классицизма, облекая симметричные пространственные композиции в предельно упрощенную классицистическую форму и отказываясь от отделки кирпичных фасадов штукатуркой (квартал домов для рабочих в Эстербро, 1853—1856; сельскохозяйственная школа в Копенгагене, 1856—1858).
В Швеции немецкий архитектор Ф. А. Штюлер (1800—1865) спроектировал здание Национального музея для Стокгольма (1850—1856, рис. 14). Он обильно декорировал его деталями, заимствованными у архитектуры венецианского ренессанса. Характерно, что проекту Штюлера было оказано предпочтение перед работой крупнейшего в то время представителя классидиетического направления в Швеции — арх. Ф. В. Шоландера.
К концу 50-х годов XIX в. архитекторы Швеции окончательно перешли от классицизма к более или менее пышным подражаниям образцам ренессанса. Сэдра-театр в Стокгольме, построенный по проекту арх. Ф. Обома (1858—1859 гг.), еще отличался некоторой сдержанностью в воспроизведении форм ренессанса, но с течением времени бессодержательный декор стал занимать все большее место на фасадах.
На архитектуру северных стран оказывала влияние и архитектура Второй империи Наполеона III.
В Норвегии крупнейшей постройкой, архитектура которой носит характер эклектизма, было здание Стортинга в Христиании, выстроенное в 1861—1866 гг. шведским архитектором Э. Лангле. Стортинг имеет традиционно-классический симметричный план. П-образный трехэтажный блок здания охватывает полуциркульный объем зала заседаний. Фасады покрыты мелкими декоративными деталями, выполненными по мотивам раннего флорентийского и венецианского ренессанса, готики, романской архитектуры.
Эклектическое направление норвежской архитектуры нашло свое продолжение в здании Национального театра в Христиании, законченном в 1899 г. по проекту Г. Булля. Усложненная объемная композиция этого здания и его грузные декоративные формы напоминают композицию и декор театра Гранд-опера в Париже.
В Дании эклектизм культивировался в работах И. Д. Херхольдта (1818—1902) и его школы. От Биндесбеля он унаследовал свободу сочетания разнородных классических мотивов, которая дополнялась скрупулезной разработкой отдельных форм. Чувство целого этой школой было совершенно утрачено.
Наиболее известно построенное по проекту Херхольдта здание университетской библиотеки в Копенгагене (1855—1861) с фасадами в стиле раннего итальянского ренессанса, сухо декорированным лекальным кирпичом. В решении внутреннего пространства архитектор следовал образцу парижской библиотеки св. Женевьевы. Основу конструктивной структуры здесь составили тонкие чугунные колонны, несущие ажурные арки покрытия. Однако в малых пролетах конструктивные возможности металла ‘были не использованы и интерьер библиотеки затеснен.
Школа, возглавлявшаяся Херхольдтом, способствовала распространению поверхностного стилизаторства. В архитектуре Дании наступил своеобразный «век штукатурки». Эклектика здесь получила гораздо большее развитие и пришла к более помпезным формам, чем в других странах Скандинавии.
Руководимая арх. Ф. Мелдалем с 1873 г. Академия искусств в Копенгагене стала одним из идейных центров эклектизма. В своих лекциях Мелдаль утверждал, что конструкция в архитектуре должна служить лишь остовом для декора — в этом он видел условие одухотворенности, эмоциональности композиции.