В конце XIX в. получило распространение движение, известное под названием «Отечественное искусство». Представители этого направления, группировавшиеся вокруг журнала «Пан», — художники, поэты, архитекторы (среди них архитектор, автор известного труда «Задачи культуры» П. Шульце-Наумбург, 1891 —1949)—видели причины неудач архитектуры в отсутствии единой культуры и считали необходимым создать эту культуру путем возрождения подлинной традиции. Они проводили большую работу по охране ландшафта и памятников анонимной архитектуры. При этом, однако, они предлагали в качестве средства для достижения единой культуры вернуться к стилю бидермейер и к крестьянской архитектуре.
Пропаганда возвращения к стилю прошлого в тот период, когда эклектика уже изжила себя, а современность требовала новых форм, свидетельствовала о реакционности многих исходных позиций этого движения. И действительно, Шульце-Наумбург стал впоследствии ведущим идеологом в области архитектуры в гитлеровской Германии.
Наиболее значительным произведением Шульце-Наумбурга была построенная в 1917 г. для кронпринца усадьба Цецилиенхоф близ Потсдама. Дома с крутыми крышами, фахверковыми членениями в верхних частях и с низкими потолками в комнатах группируются вокруг нескольких дворов разного размера, повторяя план крестьянской средневековой усадьбы.
Примером продолжающейся традиции напыщенной, помпезной архитектуры является деятельность архитекторов Б. Шмитца (1858—1916), автора монумента битвы народов в Лейпциге (1900), «Праздничного зала» в Мангейме (1906) и др., и В. Крейза (1873—1955), по проекту которого были сооружены тяжеловесное здание этнографического музея в Халле (1916) и многочисленные монументы, посвященные Бисмарку (так называемые колонны Бисмарка).
В начале XX в. в архитектуре Германии наметилось несколько тенденций, некоторые из которых сыграли в дальнейшем важную роль в ее развитии. Одной из них была романтическая, наиболее видным представителем которой явился мюнхенский архитектор Теодор Фишер (1862— 1939). Для этой тенденции характерно стремление к созданию сооружений, отличающихся слитностью с природным окружением, уютом интерьеров. В отличие от консервативного направления «Отечественного искусства» здесь нет обращения к стилям прошлого или отказа от применения новых материалов. Наоборот, архитекторы этого направления охотно применяют бетон, находя для него новые формы, отличные от каменных. Однако Фишер свободно использует и отдельные элементы исторических стилей — аркады в духе раннего итальянского возрождения в «Здании искусств» в Штутгарте (1911), контрфорсы в Гарнизонной церкви в Ульме (1911), причем эти элементы применены откровенно, без какой-либо иной необходимости, кроме эстетической. Так, в «Здании искусств» за аркадами скрывается развитое подкупольное пространство, а контрфорсы в Гарнизонной церкви, просто приставленные к стене, не выполняют никакой конструктивной роли и введены архитектором только в целях создания живописного впечатления. Надо отметить, что многие произведения Фишера отличались гармоничностью и разнообразием общего композиционного решения. Это касается и его поселков в Мюнхен-Лей- не и Ройтлингене, где комплекс 3-этажных домов с высокими мансардными крышами и окнами со ставнями образует уютный замкнутый ансамбль.
Фишер был видным педагогом, возглавлявшим мюнхенскую и штутгартскую архитектурные школы. При нем в системе подготовки архитекторов были проведены важные реформы, придавшие обучению большую практическую направленность и связь с конкретными требованиями жизни. Из школы Фишера вышли многие видные архитекторы и среди них Э. Мендельсон.
В русле этой романтической тенденции были созданы в Мюнхене «Объединенные мастерские искусства и ремесла».
Аналогичное движение наблюдалось в это время и в другой части Германии — в Дрездене, где были организованы «Немецкие мастерские художественных ремесел» (в связи с чем и был создан город-сад Хеллерау).