Неоготика была доминирующим, но не единственным стилистическим направлением в архитектуре Англии середины XIX в. Она решительно господствовала лишь в церковном зодчестве. Среди официальных правительственных сооружений и построек, возводившихся на средства частных заказчиков или общественных организаций во второй четверти столетия, начали появляться здания, стилизованные в духе итальянского ренессанса.
Как уже упоминалось, одним из инициаторов этого нового течения в английской архитектуре был автор неоготического парламента Чарльз Барри. В 1830—1832 гг. по его проекту было построено здание Клуба путешествий, во внешнем облике которого чувствуется непосредственное воздействие архитектурного образа знаменитого флорентийского палаццо Пандольфини.
Рядом с этим зданием тот же автор в 1837—1840 гг. построил здание Клуба реформ, в котором еще более ясно проявилось увлечение автора творчеством итальянских мастеров Высокого ренессанса (в частности, палаццо Фарнезе в Риме).
Сложность общей картины развития английской архитектуры в середине XIX в. увеличивается еще и появлением новых типов зданий. Функциональные требования, предъявляемые к выставочным сооружениям и железнодорожным вокзалам, торговым галереям и т. д., входили в резкое противоречие с традиционными методами композиции и методами строительства. В то же время рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности, наличие прокатного металла различных профилей открывали перед строителями общественных зданий совершенно новые возможности. Приверженность архитекторов и заказчиков к традиционным формам и композиционным приемам в сильнейшей степени препятствовала широкому использованию этих возможностей. Не случайно поэтому первое крупное здание, выстроенное целиком из новых материалов (железа и стекла), было сооружено по проекту представителя совершенно другой специальности. Это первое крупное, поистине новаторское, здание — павильон Англии на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-парке 1851 г.. На конкурсе, объявленном на проект этого здания, были представлены обычные стилизаторские композиции, выполнение которых требовало много времени и средств. Тогда со своим предложением* выступил ученый садовод Джозеф Пэкстон. Он предложил выставочному комитету выстроить павильон из легких стандартизованных сборных металлических конструкций с заполнением каркаса стеклом. По проекту Пэкстона все конструктивные элементы могли быть изготовлены фабричным способом и здание собрано в короткий срок. Так как при этом достигался огромный выигрыш во времени, то предложение Пэкстона преодолело груз предрассудков и привычных архитектурных представлений. Оно было принято к осуществлению.
Джозеф Пэкстон имел уже некоторую практику в применении такого рода конструкций в сооружаемых им зданиях оранжерей. В частности, в 1850 г. Пэкстон применил сборную металлическую конструкцию в оранжерее в поместье герцога Девонширского в Чатсфорде. Оно было предназначено для знаменитых тропических лилий Виктория регия. Выставочный павильон был построен в рекордно короткий срок. Строительство, точнее монтаж готовых элементов, велось с 26 сентября 1850 г. по 12 января 1851 г., т. е. меньше четырех месяцев. Размеры этого здания огромны. Так, например, длина основного нефа достигает 563 м, ширина здания 124 м, центральный продольный неф имеет высоту 19,5 м. Здание целиком было смонтировано из изготовленных заранее конструктивных элементов— металлических стоек (3300 шт.), металлических ферм, связывающих стойки между собой в единую пространственную систему, и железных рам со стеклянным заполнением. В качестве продольного модуля
была принята величина 7,3 м. В плане сооружение разбито на стандартные клетки. В основе клетки лежит стандартизированная стеклянная плита 122×25 см. Из этих стеклянных плит, заключенных в железные рамы, собрано все заполнение каркаса павильона. Лишь перекрытия трансепта были сделаны из сборных деревянных арок.
Здание павильона поражало новизной своих технических приемов и наглядно показывало будущее развитие строительной техники (дифференциация каркаса и заполнения, стандартизация конструктивных элементов, их фабричное изготовление и монтаж на месте).
Нельзя сказать, чтобы оценка эстетических качеств павильона была единодушной. Многие вообще отрицали за ним какие-либо эстетические достоинства, считая это сооружение лишь технической оболочкой, перекрывающей внутреннее экспозиционное пространство. Другие же современники ценили эстетический эффект павильона очень высоко. Необычайная воздушность, обилие воздуха и света, поразительная легкость конструкций действовали на воображение. Это сооружение получило название Хрустального дворца, образно отражающее производимое им впечатление.
После закрытия выставки Хрустальный дворец был разобран, перевезен из Гайд- парка в Сайденхем, где был вновь смонтирован и простоял до своей гибели — пожара в 1936 г. Единственное изменение, которое было осуществлено при сборке его в Сайденхеме, была замена деревянных сборных арок перекрытия нефа металлическими.
Сооружение Хрустального дворца из металла и стекла не было единичным случаем применения новых конструкций в английской архитектуре середины XIX в. Так, например, они оказались необходимыми при сооружении железнодорожных вокзалов с их перронными залами больших пролетов. Самое выдающееся сооружение этого типа — Кинг Кросс Стейшн, построенный Льюисом Кэббитом в 1851—1852 гг.. Два перронных зала первоначально были перекрыты при помощи сборных деревянных арок, опирающихся на чугунные башмаки. Однако воздействие дыма сказалось неблагоприятно на дереве. Угроза разрушения деревянных арок повлекла за собой замену их в 1869—1870 гг. металлическими, опирающимися на старые чугунные башмаки.
Принятая конструкция позволила применить сплошное остекление. Функциональные преимущества ее были очевидными. Оценка эстетической выразительности легких, ажурных перекрытий пришла значительно позднее.
Фасад Кинг Кросс Стейшн, выходящий в сторону Эустон-роуд, с его двумя большими остекленными арками правдиво отражает внутреннюю структуру. В целом это сооружение относится к числу первых проявлений новаторской архитектурной и инженерной мысли.
Значительный интерес представляет собой и вокзал Пэддингтон Стейшн, построенный в 1852—1854 гг. по проекту инж. И. Брюнеля и арх. В. Виатта. Здесь металлические арки эллиптического очертания опираются на промежуточные чугунные колонны. Перрон состоит из трех параллельных залов, пересекающихся двумя трансептами той же высоты. И здесь, так же как и в Кинг Кросс Стейшн, поражает размах свободного пространства, обилие света и легкость конструкций.
Очень умело была использована новая металлическая конструкция в знаменитом читальном зале Британского музея, построенном архитектором Сиднеем Смерком в соавторстве с ученым библиотекарем Антонием Паницци в 1857 г.
Круглое здание читального зала было расположено в центральном внутреннем дворе Британского музея, построенного в первой половине XIX столетия.