Из самых крупных капитально построенных цирков особенно известен сооруженный в 1876—1877 гг. цирк Чинизелли в Петербурге (арх. В. А. Кенель), купольная конструкция покрытия которого пролетом 48 м (типа купола Шведлера, рис. 64) представляла значительное достижение строительной техники. Однако рациональная планировка и новаторские строительные конструкции здания слабо выражены в облике здания, фасады его эклектически стилизованы в ренессансно-барочном духе. К тому же здание неудачно вписалось в район Инженерного замка и выглядит в соседстве с ним чужеродным телом.
В конце XIX -в. в России начались демонстрации кинофильмов; первый фильм был показан в мае 1896 г. Сначала фильмы
демонстрировались в летних садах Петербурга и Москвы, но возраставшая популярность кинозрелища вызвала необходимость строительства специальных зданий кинотеатров с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. В начале XX в. в Петербурге были построены кинотеатры «Форум», «Колизей»; в Москве — «Художественный» (арх. Ф. О. Шехтель, «Колизей» (1913—1914, арх. Р. И. Клейн) и др. Много строилось кинотеатров и в провинциальных городах, например кинотеатр «Палас» в Нижнем Новгороде, «Ампир» (ныне «Художественный») во Владимире; в Ростове-на-Дону в начале XX в. существовало более 20 кинотеатров. Однако большинство кинотеатров размещалось в те годы в приспособленных для нового назначения зданиях.
Кинотеатры, как и цирки, являлись типичными доходными предприятиями, что отчетливо отражалось в их структуре, рассчитанной на максимальное извлечение прибыли. Вместе с тем это были здания нового типа, со своеобразной объемно-пространственной композицией, предоставлявшие архитекторам новые возможности и ставившие перед ними новые задачи.
Развитие наук и искусства потребовало создания крупных зданий музеев. Постепенно вырабатывается их планировочная схема (анфиладно построенные залы с боковым или верхним освещением). Первым (из наиболее крупных музеев) появился в Москве Исторический музей, построенный в 1875—1881 гг. худ. В. О. Шервудом, инж. А. А. Семеновым и арх. А. П. Поповым в формах древнерусского зодчества, что было обусловлено назначением и местоположением здания. Выразительный силуэт Исторического музея хорошо увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.
Проект, отобранный по конкурсу, не был осуществлен в полной мере. Так, из-за недостатна средств фасады не были отделаны майоликой, что должно было сблизить облик музея и храма Василия Блаженного. В Историческом музее применена достаточно удобная для экспонирования и осмотра классическая анфиладная система построения помещений с периметральным расположением залов, хорошо связанных парадной центральной и боковыми лестницами. Однако ее некоторая усложненность, а также небольшие древнерусского типа окна и отсутствие верхнего освещения свидетельствуют о том, что структура музейного здания здесь еще не полностью сложилась.
Более рациональную организацию получили такие музейные сооружения конца XIX — начала XX вв., цак Третьяковская галерея и Музей изящных искусств в Москве, Выставочный павильон Академии художеств в Петербурге, Педагогический музей в Киеве и др. Их планировка свидетельствует о том, что в это время в русской архитектуре уже вполне созрела композиционная схема музеев с анфиладным расположением залов, освещаемых в нижних этажах большими окнами, а в верхних — верхним светом. Проект главного фасада Третьяковской галереи, осуществленный в 1900 г., разработал художник В. М. Васнецов.
Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) был построен в 1898—1912 гг. арх. Р. И. Клейном. выполнившим проект на основе конкурсного проекта арх. П. С. Бойцова. По своей планировке и целесообразности конструктивного решения это был один из лучших музеев начала XX в. Его залы удобно связаны друг с другом, удачно освещены и хорошо приспособлены для размещения экспонатов. Главный фасад, облицованный белым уральским мрамором, украшен величественной ионической колоннадой, ордер которого точно повторяет ордер Эрехтей- она. Снаружи по главному фасаду здания проходит беломраморный скульптурный фриз, изображающий олимпийские игры (скульптор проф. Академии художеств Г. Р. Залеман), а за колоннами также вкомпонован фриз, представляющий копию сохранившихся частей фриза Парфенона, изображающего знаменитую Панафиней- скую процессию. В фасадах и интерьерах сооружения археологически точно воспроизведены формы первоисточников. Это объясняется тем, что музей был при университете и архитектура самого здания (снаружи и внутри) также призвана была служить учебным целям. В связи с этой постройкой Клейн был командирован Московским университетом и Комитетом по постройке музея за границу и ознакомился с музеями Франции, Италии, Англии, Германии, Египта.
Удачны также здания Киевского педагогического музея (арх. П. Ф. Алешин, 1911 — 1913, рис. 69) и Панорамы обороны Севастополя (арх. В. А. Фельдман, 1905, рис. 70). В Киевском педагогическом музее автору удалось достигнуть успехов как в развитии функциональной стороны типичной структуры музейного здания, так и в выявлении его художественного образа. В центре здания находится вестибюль и расположенный над ним полукруглый зал, перекрытый стеклянным куполом. Экспозиционные залы размещены в двух крыльях, идущих в глубину участка. Здание Панорамы обороны Севастополя в строгом соответствии с назначением имело цилиндрическую форму. В центре помещена смотровая платформа, цо охватывающим ее стенам развернуто живописное полотно, у подножия которого помещены макеты, иллюзорно соединяющиеся с изображениями на полотне.
Музеи во многих провинциальных городах обычно строились за счет пожертвований меценатов. Так, арх. П. С. Трубниковым в 1912—1913 гг. был выстроен музей в Иваново-Вознесенске для фабриканта Бурылина. В 4-этажном здании размещались собственно музей и ремесленная рисовальная школа, готовившая мастеров для фабрики. Музей был соединен подземным тоннелем с домом фабриканта, стоящим напротив через улицу.