В перекрытиях этих-торговых рядов применена новая система металлически конструкций Шухова, изготовленная петербургским металлическим заводом и представлявшая в то время оригинальное решение; легкие ажурные мостики между этажами были впервые выполнены из железобетона. Площадь застройки торговых рядов составляет 24 602 м2. Это огромное 3-этажное здание с тремя освещенными естественным светом галереями, сооруженными в соответствии с новыми принципами пространственной организации торговых зданий, включало около тысячи отдельных торговых помещений. В подвалах были размещены электростанция, котельная и артезианский колодец для водопровода. Хорошо, без пересечения грузовых потоков, были продуманы поступление и разгрузка товаров, подававшихся из подвального этажа, куда они привозились.
Из многочисленных торговых сооружений того времени следует упомянуть также здание городского крытого рынка на Сенной площади (арх. И. С. Китнер) в Петербурге и крытый рынок на Смоленской площади в Москве (не сохранился). При строительстве крытого рынка на Сенной площади была применена система металлических решетчатых жестких рам (пролет 23,6 м, высота 9 м, шаг 13,25 м), соединенных решетчатыми связями, что дало возможность перекрыть большое пространство без промежуточных опор и горизонтальных затяжек. Вместе с тем это довольно рационалистически построенное из железа и стекла сооружение все же приобрело во внешнем облике значительные черты архаической стилизации, что характерно для русской архитектуры второй половины XIX в. Работа выполнялась Петербургским металлическим заводом, расчет конструкций был произведен по методу директора завода инж. О. Е. Креля. Все сооружение, состоящее из 554 лавок и 578 ледников и подвалов, было возведено из металла и стекла. Любопытен и метод производства работ: заранее изготовленные на заводе изделия устанавливались на месте.
В конце XIX — начале XX вв. получают развитие многоэтажные универсальные магазины с просторными торговыми залами, открытыми парадными лестницами погромными окнами, необходимыми при значительной глубине помещений, а нередко и с верхним освещением. Универсальный магазин явился новым и наиболее характерным типом в развитии торговых сооружений, сложившихся в конце XIX — начале XX вв. Построенные преимущественно на самых людных улицах в центральной части города (и следовательно на весьма дорогих по стоимости участках) универмаги, принадлежавшие обычно торговым фирмам, занимали, как правило, весь участок застройки и возводились многоэтажными с подвалами, где размещались товарные склады. Планировка универсальных магазинов, особенно на угловых участках (это улучшало условия освещения), отличалась большой компактностью. Но даже если магазин был с двух или трех сторон зажат соседними домами, он имел светлые и большие торговые залы, освещенные верхним светом (путем устройства фонарей). Планировка универмагов и их экономическая целесообразность достигли в начале XX в. значительного совершенства. Пример — крупнейшее торговое здание Петербурга — универсальный магазин Гвардейского экономического общества (ныне Дом ленинградской торговли), построенный арх. Э. Ф.Вир- рихом при участии архитекторов Н. В. Васильева, С. С. Кричинского, И. В. Падлев- ского, Б. Я. Боткина. В отличие от планировок торговых помещений второй половины XIX в., которые во многом еще находились под влиянием традиций старых русских гостиных дворов, имевших жесткий план и объемно-пространственную струк- туру, требующую определенного участка и лимитированной высоты, в универсальном магазине Гвардейского экономического общества была применена свободная планировка (здание хорошо вписывалось в участок неправильной формы), что позволило рационально и экономично разместить торговые помещения и применить совершенные конструкции. Это двухзальное трехъярусное здание с огромными витринами, почти сплошь покрывающими фасад,имеющий скупую декоративную обработку. Монолитный железобетонный каркас здания является фактически главным определяющим компонентом его архитектурного облика. Конструктивные возможности железобетона позволили получить просторные, светлые интерьеры и предопределили композицию фасадов. Сочетание огромных остекленных плоскостей со сравнительно тонкими стойками ибалками каркаса создает интересный художественный эффект. Здесь умело использованы технические и эстетические свойства примененных материалов и конструкций.
В еще большей степени рациональность организации торговых помещений, экономичность постройки, использование новых конструкций и строительных материалов, нашедших отражение в облике здания, присущи пассажу на Литейном проспекте (1912—1913, арх. Н. В. Васильев) в Петербурге и универсальному магазину Мюра и Мерилиза (ныне ЦУМ) в Москве (1908—1910, арх. Р. И. Клейн, рис. 39).
Пассаж на Литейном проспекте удобен по планировке; просты, лаконичны и весьма выразительны его фасады, представляющие собой гладкие, облицованные серым гранитом стены, почти лишенные украшающих деталей, и огромные остекленные зеркальным стеклом витрины. Здесь по-новому применены железобетонные конструкции с часторебристыми перекрытиями. В этом здании достигнуто единство целесообразной планировочной и объемно-пространственной структуры пассажа, новой конструктивной системы и строго рационалистического художественного облика. Это, пожалуй, наиболее характерный в русской архитектуре начала XX в. пример появления стилевых черт, предвосхищающих конструктивизм в архитектуре.