В XV в. в Средней Азии складывается стиль архитектуры, для которого характерны монументальность и грандиозность сооружений, большие масштабы, развитие отдельных частей здания — входного портала, превращающегося иногда в самостоятельный объем, и высокого барабана с куполом. В то время че^ко складываются типы некоторых сооружений и их планировки— соборной мечети, медресе, ханака, торгового тима, появляются большие погребальные комплексы.
В монументальном зодчестве преобладает тип центрического, квадратного в плане и перекрытого куполом здания, которое используется для различного назначения. Его внешний облик и интерьер постоянно менялись. На протяжении конца XIV — первой половины XV вв. пропорции здания становились все более вытянутыми. Во внешнем объеме это достигалось введением дополнительных восьмигранных переходов от четверика к куполу, высоких цилиндрических подкупольных барабанов, в интерьере— увеличением высоты стен. Особая мо
нументальность и грандиозность сооружения достигались не какими-то новыми композиционными приемами или изменением структуры и пропорций здания, а в основном увеличением его строительного массива.
Первая половина XV в. отмечена непрерывными поисками и совершенствованием конструкций для купольного перекрытия, позволивших максимально расширить площадь и пространство интерьера. В середине XV в., наконец, такие конструкции появились — перекрещивающиеся арки, которые понизили центр тяжести купольного перекрытия; размеры купола перестали быть в прямой зависимости от периметра стен, что дало возможность расширить пространство интерьера.
Система перекрещивающихся арок послужила основой для дальнейшего развития архитектуры Средней Азии в XVI в. В XV в. эти конструкции во внешнем облике сооружений выявлялись лишь частично. Расширяется основной объем четверика, но возвышающиеся над ним перекрещивающиеся арки еще прикрываются декоративными стенками, чтобы скрыть конструкцию. На арки ставится все тот же цилиндрический барабан с внешним куполом — зодчие сохраняли привычный, выработанный в конце XIV в. художественный облик купольных зданий. Только в XVI в. новые конструкции обретут свою архитектурно-художественную форму. Зато интерьер с появлением перекрещивающихся арок в XV в. получает новое пространственное решение.
В зодчестве в конце XIV—XV вв. большую роль играет декор, многообразный и высокохудожественный: глазурованные кирпичи, майолика с надглазурной росписью, тонкие наборы мозаики, резьба по мрамору покрывают все поверхности стен, барабанов, куполов. Интерьеры этого периода украшены глазурованными или мраморными панелями и росписями орнаментального характера. Они не оставались неизменными: на протяжении конца XIV — XV вв. прослеживаются три этапа в развитии их художественного стиля, тесно связанного с росписями бытовой керамики, с украшением рукописных книг.