Требования к архитектуре. Архитектурная теория. Знания, которыми владеет архитектор-профессионал, можно разделить на две основные группы. К первой относятся хранящийся в образной памяти запас архитектурных структур и форм (т. е. тот материал, из которого мастер создает зримую модель архитектурного сооружения — проект), а также комплекс правил формообразования (композиционных, технических, технологических и пр.). Вторую группу составляют знания, выраженные в словесной (вербальной) форме; они, в свою очередь, делятся на субъективные представления о том, какой должна быть архитектура (к ним относятся авторские концепции творчества), и на объективные научные данные об архитектурной среде, ее соотношении с человеком, законах развития архитектуры. Это предмет теории архитектуры, архитектурной типологии и других научных дисциплин.
Элементы архитектурной теории имелись в составе профессиональной культуры эпохи классицизма: Баженов, Львов, Кваренги изучали вопросы архитектурной гармонии преимущественно применительно к ордерному канону. В рассматриваемый период происходит вербализация архитектурной культуры: складываются зрелая архитектурная наука и развитая теория архитектуры, и хотя субъективное и объективное начала еще порой трудноотделимы, ряд установок, принятых в XIX в., несомненно базируется на точном знании сущности архитектурного процесса.
Осознание жизнестроительной миссии архитектора было переломом в профессиональном мышлении, какого не знала история русского зодчества. Не случайно социальные утопии XIX в.
Крестьянское жилище середины XIX в. а — проекты крестьянских домов. К. Тон. 1842; б — русская деревня средней полосы. С рисунка 1830-х гг.
Проекты Тона — характерный пример становления научного подхода к проектированию. Правительство Николая I предприняло попытку реорганизовать жизнь и хозяйство государственных крестьян: их расселяли по свободным землям, увеличивали наделы, оказывали правовую, экономическую и агротехническую помощь. Министерство государственных имуществ создало специальный ученый комитет, который собрал и обобщил материалы по устройству крестьянских жилищ всех губерний России. Была составлена программа проектирования, учитывавшая различия строений «по климату и обычаям, по разности строительных материалов, по отношениям к деятельности земледельческой и промысловой». На этой основе К. Тон выполнил более 90 проектов жилых домов, сельских правлений, церквей, кузниц, лабазов и т. д. Сравнение с натурной зарисовкой тех лет показывает, что проекты в основном верно отразили местную специфику жилища
разворачиваются на архитектурном фоне. Так, философ и поэт В. Ф. Одоевский видел Россию будущего в гармоническом единстве духовного расцвета с преобразованной руками человека природой. Он мечтал о городе-саде, отданном ученым и поэтам, городе, покрытом хрустальным куполом, с хрустальными светящимися зданиями, над которыми парят «электростаты» и «гальваностаты».
В центре внимания теории XIX в.— человек с его житейскими и эстетическими потребностями. «Архитектура делается человеком и для человека»— этот тезис (в трактовке французского теоретика начала XIX в. Ж. Н. Л. Дюрана, труды которого вместе с другими работами французских и английских коллег широко использует ранняя русская теория) во многом определил направленность архитектурной мысли, занятой проблемой «общественной пользы». «Потребности наши составляют цель, для которой здание строится»,— пишет А. К. Красовский, один из ведущих теоретиков середины XIX в. Осознав многообразие назначений (функций), естественно было задуматься о многообразии типов предназначенных для этих функций зданий. Так начинается типологическое разветвление архитектуры, обеспеченное поиском новых пространственных решений и развитием науки.