Любопытно, что одновременно с московской аркой О.И. Бове в Петербурге в 1827-1834 годах В.П. Стасов построил триумфальные Нарвские ворота, посвященные тому же событию. На их аттике расположилась аналогичная конная группа с колесницей богини победы Ники, державшей в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, работы скульпторов Петра Клодта, Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского. Арки очень похожи по композиции, их отличают только разные пропорции, использованные строительные материалы (Нарвские ворота были целиком облицованы медными листами, что было новшеством в свое время) и наборы скульптур. Это поразительное подобие обусловлено не только типологическим сходством сооружений, но и явным стремлением украсить Москву столичными по художественному качеству и значению памятниками, придать ей таким образом черты сходства с европеизированной северной столицей.
Можно отметить и еще одну смысловую параллель. Триумфальная арка при въезде в патриархальную Москву по С.-Петербургской дороге служила своеобразной столичной меткой, выделявшей Тверскую среди прочих радиальных улиц города. В свою очередь визитной карточкой Москвы на окраине Петербурга стал ансамбль нового Воскресенского Новодевичьего монастыря, основанного в 1849 году самим императором Николаем I на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1849 году там был заложен большой пятиглавый собор в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, напоминавший владимиро-суздальские и московские соборные храмы. В 1854 году здания монастыря с двумя симметричными церквями с шатровыми колокольнями по сторонам — Ватопедской иконы Божией Матери и Трёх Святителей, составившие классицистическое каре, были окончены, и северная столица встречала и провожала приезжих москвичей ансамблем, напоминавшим столицу древнюю. Это сходство было развито и в самом конце века, когда там была выстроена колокольня по образцу Ивана Великого.
Еще одной новой площадью послепожарной Москвы стала Тверская, расположенная напротив дома генерал-губернатора Москвы, стоявшего по красной линии Тверской улицы. Правда, первоначальный замысел этой площади принадлежал М.Ф. Казакову, еще в 1791 году предлагавшему устроить здесь площадь. Таким образом Комиссия для строения города Москвы в каком-то смысле воплощали казаковский проект в жизнь, трансформировав его в соответствии с новыми реалиями. В отличие от Красной и Театральной площадей Тверская была камерной по размеру и масштабу окружавшей ее застройки. Ее абсолютной доминантой был дом генерал-губернатора, фиксировавший ее главную смысловую ось.
Важными архитектурными дополнениями Тверской улицы в николаевское время были также колокольня и ограда Страстного монастыря, возведенные на пересечении ее с Бульварным кольцом, колокольня при церкви Космы и Дамиана «В Шубине» у начала Кос- модамианского переулка на Тверской площади и расширение церкви Св. Василия Кесарийского на Тверской (1845), недалеко от Тверской заставы, пристройка к ней новой колокольни.