На становлении стиля русского зодчества этого периода не могла не отразиться более тесная, чем ранее, связь с западноевропейской архитектурой, продолжается активный процесс развития стиля барокко.
Наряду с утверждением нового направления в русской архитектуре, проявившимся в застройке Петербурга, происходила эволюция форм и приемов зодчества предшествующего времени.
Так например, в архитектуре Москвы наряду с появлением новых типов жилых домов, развивается анфиладность в планировке зданий дворцового типа, наметившаяся еще в богатых каменных палатах конца XVII в.
В культовом зодчестве Москвы и Подмосковья на базе традиционных типов храмов возникали новые приемы композиции культовых сооружений, которые, в частности, позволяли создавать свободные, не затесненные внутренними столбами, центрически построенные интерьеры зального характера.
В провинции, где в первой четверти XVIII в. строительство значительно сократилось, архитектура отличалась неравномерностью развития, отставала от передовой петербургской архитектуры и была более тесно связана с техническими и художественными традициями зодчества XVII в.
В первой четверти века ведущими были производственное строительство, градостроительство, в середине же века это значение приобретает дворцовое и культовое строительство. Главное внимание зодчих обращалось на создание представительных дворцов, что неминуемо приводило к снижению роли общественных зданий города.
В середине XVIII в. наступает блестящий расцвет стиля барокко. Задача создания представительной архитектуры дворцов обусловила декоративность и эмоциональную насыщенность облика сооружений, — главным образом, дворцов знати и самого царя, — призванных утверждать исключительность дворянства как господствующего класса.
Русская архитектура середины XVIII в. стала крупным явлением в европейском зодчестве своего времени. Выдающиеся сооружения — Большой Царскосельский дворец, ансамбль Смольного монастыря и др. по праву считаются памятниками архитектуры барокко мирового значения.
В архитектуре этого времени нашли свое отражение общенациональные, патриотические идеи, проявившиеся в монументальности и торжественном облике ряда выдающихся сооружений, отмеченных не только богатством внешнего и внутреннего убранства, но и широтою замысла, грандиозностью масштабов, ясностью и простотой планировки и объемных построений, идущей от рационализма архитектуры предшествующего периода.
Эти черты, характерные для русского барокко середины XVIII в., подготовляли переход от него к следующему этапу развития русской архитектуры.