О том, как начали в Норвегии строить ставкирки, сведений почти нет. Нет и убедительных доказательств, откуда в эту страну пришли столь сложные сооружения.
Видимо, должен был существовать какой-то образец, по которому их начали строить, но никто не знает, появился ли он здесь, или идея была завезена откуда-то еще, или став- кирка стала результатом смешения местных и чужих традиций.
Возможно, при строительстве языческих и раннехристианских храмов использовалась подобная каркасная конструкция. Подобные сооружения находятся и в других регионах, и самое известное из них — церковь Св. Андрея в Гринстеде, графство Эссекс, стены и нефы которой предположительно датируются IX в.
Тем не менее ставкирки обладают уникальным внешним видом. Основа их конструкции довольно проста, но сооружения имеют сложную и изысканную архитектуру. Подсчитано, что некоторые церкви состоят из более чем 2 тыс. деталей, не считая деревянных пластинок кровли.
Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлест, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами.
На каркасе лежит крыша с крутыми скатами. Дополнительные вертикальные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Между обшивкой и каркасом возводят стены. Часто вокруг всего здания сооружают аркаду или что-то подобное.
В эпоху Средневековья в Норвегии построили более тысячи ставкирок. До наших дней дожили двадцать восемь. Самая старая находится в Урнесе, ее возвели примерно в ИЗО г. На этом месте стояла еще более древняя церковь, и захоронения, вытянувшиеся по линии восток-запад, дают основания полагать, что здесь существовали ранние христианские общины.
У этой ставкирки богато отделан западный фасад, а панели с фронтона ранее стоявшей здесь церкви украшают северную стену. Они демонстрируют последний расцвет того стиля резьбы по дереву, который теперь называют «урнесский».
Поначалу композиция приводит в замешательство. Постепенно, однако, удается уловить основной сюжет: лев, опутанный змеями. Лев больше похож на борзую собаку, но его можно узнать по гриве, вырезанной аккуратными завитками. Голова изображена в профиль с длинной мордой, клыками и ушами.
Толстые змеи несколько смущают, поскольку их длинные тела стоят на оленьих ногах. Все они вырезаны в форме восьмерок и почему-то кусают соседей и самих себя. Все произведение выполнено в технике горельефа, и эффект выпуклости подчеркнут углублением фона в центре.
Остальной интерьер демонстрирует влияние романского стиля. Неф поддерживается 18 близко поставленными столбами (два из них скрыты), образующими колоннаду, завершающуюся наверху полукруглыми арками.
Архивольты также богато украшены резьбой, а кубические капители несут на себе щиты с вырезанными на них фигурами людей и мифических животных. Эти элементы выполнены в виде барельефов с очень острыми краями и контурами, ограниченными глубокими канавками.
Капители почти без украшений, в деревянных зданиях они не относятся к конструктивным элементам, поскольку, имея большее сечение, чем столбы, представляют собой деревянные детали, присоединенные к столбам, чтобы достичь сходства с каменными колоннами базилик.
Когда-то в церкви была апсида. Современный прямоугольный выступ был достроен в 1600-х гг. Позже, в том же XVII в., здесь установили семейную скамыо Мунте, спилив два столба и вставив анкерную балку. Конструкция несколько обветшала, и ее пришлось укрепить подкосами.
Ставкирка в Боргунне была построена вскоре после урнесской, в 1150 г. В ней чувствуется больше технической свободы, на вид она более сложна, но ее ядро аналогично ставкирке в Урнесе.
Форма нефа указывает на его происхождение от романских базилик, но можно считать справедливым и то, что в этой церкви есть многое от более старинных местных храмов. Центральная конструкция состоит из 14 столбов, два из которых, на оси север-юг, короче остальных и связаны с кровлей прочными подкосами. Это делает план церкви с двумя входами — на южной и западной сторонах — более уравновешенным.
К церкви были пристроены жилье священника и полукруглая апсида, а все здание окружено аркадой. Доделки Средних веков придали церкви очень декоративный вид. Шестиярусная кровля завершается башенкой со шпилем. Первоначально кровля состояла из резных вертикальных планок, но позже их заменили гонтом.
Коньки крыши заканчиваются скульптурными изображениями драконов. Этот мотив вообще характерен для ставкирок. Драконы и узоры из завитков являются чертами романского стиля. Норвежцы широко их использовали, и это свидетельствует, что эта сторона европейской культуры пришлась по душе северянам.
Разумеется, форма голов драконов выполнена с учетом особенностей «урнесского стиля». Внутренние столбы также покрыты резьбой, изображающей морды животных, причем в манере, характерной для языческих традиций норвежцев.
Нефы обеих ставкирок очень похожи. В церкви в Боргунне также есть колоннада, усиленная фиксирующей балкой и крестовинами над ней. Архивольты и капители также выглядят схоже, но церковь в Боргунне меньше украшена. Технология с фиксирующей балкой увеличивает жесткость каркаса, и количество несущих столбов можно уменьшить.
В Хопперстаде их 16, в Урнесе — 14, в Боргунне — 12. Ставкирка в Ломе была построена всего 25 годами позже, в 1175 г., но здесь нагрузка от столбов воспринимается большими арками, и из 14 столбов центрального каркаса только четыре являются несущими. В более поздних ставкирках внутреннее пространство перестали делить.