Реально приемы композиционной взаимосвязи смежных архитектурных пространств сводятся к ограниченному набору устойчивых по архитектурному содержанию комбинаций, которые можно разделить на две группы: основанные на пространственных представлениях и использующие объемные элементы среды (терминология предложена О. Иванниковой).
Примером активной градостроительной «связи» первого типа является «доминантное пространство» — прием, построенный на иерархии взаимодействующих фрагментов среды, когда объединение происходит за счет подчинения ряда одномасштабных пространственных образований главному (центральному), например, площадь с прилегающими улицами. В Петербурге такой пространственной доминантной является Нева, к которой обращены все главные ансамбли центра города, в Минске — долина реки Свислочь.
Другой традиционный прием этой группы — «визуальная ось», связывающая ряд пространств в единую перспективу . Такая ось может быть, в основном, зрительной — как во многих парковых композициях, например, в Кускове, где канал, ведущий от дворца, продолжался просекой, которую замыкала церковь в Вешняках; очень активна ось МГУ-ста- дион в Лужниках, пересеченная рельефом Воробьевых (Ленинских) гор и Москва-рекой.
Но чаще визуальная ось оказывается тесно привязанной к коммуникационному руслу, как в системе, протянувшейся через площадь Согласия от церкви Мадлен к Бурбонскому дворцу, в волгоградской Аллее Героев; в ожерелье магистралей и площадей центра Москвы, передающих эстафету зрительского внимания от Ильинских ворот до дома Пашкова.
Существует много разновидностей осевой связи пространств: симметричная и асимметричная композиция «нанизанных» на ось объектов (сегодня чаще пользуются асимметрией как более гибким приемом), осевая связь поддерживается высотными или объемными построениями и может быть прямолинейной, как в Версале, или искривленной, как в венском Ринге. Но все они основаны на просматриваемости оси, «анфиладности» пространств.
«Материально-физическая» группа приемов более разнообразна. С древнейших времен известен прием «общее ограждение» — оно собирает несколько площадок в сложный составной объект, отделяя от окружения за счет устройства общих всем площадкам зрительных границ.
Общие ограждения могут быть созданы и вертикальными, и горизонтальными поверхностями: «стена» небоскребов составляет специфику впечатлений от любой площадки Центрального парка в Нью-Йорке , вода окружает комплекс стадиона им. Кирова в Ленинграде.
Следующий прием — «общий граничный элемент» между смежными площадками — реализуется в двух вариантах. Во-первых, когда общей становится вся граница, обеспечивающая визуальную (например, разные берега реки, канала), а в ряде случаев и реальную связь между пространствами.
Для этого используется прерывность, дискретность ограждений, даже их «прозрачность» (например, решетки), иногда применяют условное отделение пространств, обозначая возможную границу различными приемами (мощением, цветниками, строчкой скульптур, цепочкой деревьев).
Во втором случае связь осуществляется единым для двух пространств элементом, активно «работающим» в обе стороны от границы. Им может стать специальное сооружение с определенной смысловой нагрузкой, например, монумент, колонна, арка, лестница — таковы скульптуры и балюстрады входа на римский Капитолий, подпорная стенка Архангельского под Москвой, арка главного штаба между Дворцовой площадью и улицей Герцена в Ленинграде.