Многочисленные поновления ростовского собора и возведение собора в Ярославле происходят в одни и те же годы архитектурной деятельности Ионы Сысоевича, что, естественно, обусловило некоторое формальное влияние черт ростовского собора на облик строящегося храма. Это особенно заметно в композиции ярославских соборных глав, центральная из которых сильно повышена посредством наращивания нескольких гладких ярусов, отделенных друг от друга валиковыми карнизами, что почти в точности повторяет прием, использованный в ростовском соборе. Общая компоновка глав, а также мотивы аркатур, опоясывающих все пять барабанов, находят аналогии в завершении ростовского храма. Но в целом фасадная структура собора XVI в. более артикулирована посредством жестких горизонтальных (несколько уровней ясно читаемых карнизов, последовательно опоясывающих все здание вместе с абсидами) и вертикальных (рельефные лопатки и колонки на восточных полукружиях) тяг, заставляющих вспомнить об итальянском мастере, предположительно руководившем строительством Успенского собора Ростова. Архитектура ярославского собора менее акцентирована в своих членениях, мягче и свободнее в деталях.
Подведем наиболее важные итоги. По косвенным документальным свидетельствам, а также по данным стилистического анализа, Успенский собор, разрушенный в Ярославле в 1937 г., был построен в период между 1659 г. (дата Государевой грамоты Ионе Сысоевичу) и 1674 г. (дата окончания стенной росписи). Собор сооружался на новой строительной площадке, что соответствует первоначальной версии Н.Н. Воронина.
Заказчиком шестистолпного сооружения государственного масштаба должен был быть человек, обладавший большой властью и весомым авторитетом в столичных придворных кругах, умевший привлечь немалые денежные средства на соборное строительство. В Ярославле 1660-х гг. реальной фигурой государственного значения мог быть только Ростовский митрополит Иона Сысоевич. В столице митрополии уже существовал кафедральный Успенский собор шестистолпного типа, который Иона мог только переделывать и поновлять. Сильный ярославский пожар 1658 г. предоставил возможность митрополиту Ионе, по примеру патриарха Никона увлеченному архитектурной деятельностью, осуществить постройку большого городского собора по столичным образцам. Именно его заказом можно объяснить тот факт, что возведение главного городского собора было поручено ростовским мастерам, а не местной строительной артели, к 1660-м гг. обладавшей арсеналом форм и приемов, составлявших ярославскую архитектурную традицию.
Шестистолпный храм принадлежит к особому жанру, главное идейное содержание которого составляют смыслы, уже воплощенные в Успенском соборе Фиораванти. Поэтому реплики московского собора принято считать консервативной линией в общем русле архитектурного процесса. На наш взгляд, подобная «охранительная» тенденция состоит в обращении к единому комплексу основных идей, наполняющих шестистолп- ный храм содержательным смыслом, но реальное воплощение этих идей каждый раз различно по формальным признакам и по качественным критериям. Устойчивое идейное наполнение соборов провоцирует постоянное обращение к первообразу, поэтому в рассматриваемых памятниках много прямых цитат из московских кремлевских храмов.
Архитектура ярославского собора также содержит множество особенностей столичного происхождения, ставших уже классическими в соборном строительстве. Но здесь в силу условий заказа влияние кремлевской архитектуры XVI в. на ярославский Успенский храм происходит опосредованно, через ростовский кафедральный собор. Причем формы черпаются зодчими Ионы Сысоевича не только из освященных временем и традицией композиций Успенских соборов, но и из современного московского строительного процесса, в частности из никоновских сооружений.
В истории ионинского митрополичьего строительства ярославский собор занял место одного из первых памятников. По всей видимости, имен но на строительстве этого сооружения начал оформляться комплекс черт, впоследствии ставший характерным для ростовских церковных зданий. В силу особенности жанра в шестистолпном соборе Иона Сысоевич воплотил только некоторые из своих архитектурных нововведений, но их оказалось вполне достаточно, чтобы окончательно подтвердить для нас ростовское происхождение заказа на возведение ярославского собора.
История создания и художественные особенности Холмогорского Спасо-Преображенского собора34 наиболее ярко иллюстрируют роль соборных сооружений в социальной жизни Руси XVII в. Постройка Преображенского храма явилась следствием решения церковных Соборов 1667 и 1682 гг. об учреждении новой епархии — Холмогорской и Важской. Необходимость создания дальней епархии возникла с усилением на севере движения раскола. На архиерейскую кафедру в Холмогоры был поставлен крестовый иеромонах патриарха Иоакима Афанасий Любимов.