Строительство в сельских местностях представляло собой особую область, на которую в середине века еще распространялся контроль государства.
Русские села в конце первой половины XIX в. и после отмены крепостного права перестраивались на основе утвержденного в 1830 г. «Положения для устроения селений».
Атласы чертежей для сельских построек — крестьянских домов, общественных зданий, церквей, хозяйственных построек, мостов переправ — были изданы в 1842 и 1853 гг.
В примерных схемах планировки сельских местностей, как и в проектах отдельных зданий, разработанных на основе «Положения» и строительного устава, намечается попытка учета местных топографических условий наряду с регулярностью в общем приеме планировки. В этих проектах даются варианты размещения жилых и хозяйственных строений.
Например, в одном варианте предусматривается жилой квартал с 4— 6 домами в одном ряду, выходящими главными фасадами на улицу, в глубине двора — хозяйственные сараи, за ними огород или сад, дальше овины. В другом варианте дома также расположены в один ряд и объединены хозяйственными постройками с внутренней стороны дворов, сараи и жилые дома стоят торцами к улице — прием народного зодчества Восточной Сибири.
Еще один пример: строения выходят торцом на главную улицу, за ними размещены сараи, дальше — фруктовые сады и овины; жилые дома сгруппированы в «гнезда» из двух строений, между «гнездами» — огороды, напротив которых находятся колодцы.
Проекты планировки и застройки русских сел, изданные в 1831 —1845 гг., наибольшее применение получили в пореформенный период: к концу XIX и началу XX в. Планировка и застройка сел по ним проводилась в 30 губерниях: Московской, Вятской, Воронежской, Казанской, Псковской, Пензенской и ряде других.
Распад в середине века основ регулярного градостроительства русской дворянской монархии и распад русской классической архитектурной школы — явления, завершившие крупный этап в эволюции XIX столетия.
Эклектизм был одним из признаков этого распада и усиливающегося противоречия между отживающими формами классицизма и новыми тенденциями в строительстве, связанными с развитием капиталистических отношений в стране.
Новые приемы планировки зданий в этот период развиваются в двух направлениях. Они начинают складываться в рамках старой усадебной схемы, которая деградирует, теряет единство и чистоту архитектурного приема. Под влиянием других типов зданий, приобретающих все большее значение, эта схема изменяется и перестает быть господствующей.
В то же время в больших городах планировка зданий делается более индивидуальной, все более подчиняется конкретным особенностям городского участка и приемам застройки, вырабатывающимся в этих условиях. Здесь появляются планировочные приемы, уже не связанные с классической усадебной схемой.
Дифференциация типов зданий в соответствии с усложнившимися функциональными требованиями, отход от некой универсальной схемы раньше всего проявляется в планировочной структуре здания. Архитектурные формы фасадов и интерьеров остаются при этом ретроспективными и отход от принципов классицизма здесь дает широкий простор эклектике.
Заимствование элементов различных стилей и самая множественность взятых за образец источников, характеризующие здания 40—50-х годов, не исключали одновременной кристаллизации ряда архитектурных приемов, образовавших подоснову для эклектического комбинирования различных мотивов и форм.
Такие общие приемы или черты, получившие значение стилевых признаков, прослеживаются в зданиях, построенных в различных «стилях». Эти черты:
- отмирание принципа выделения центра на фасаде здания, место которого занимает нейтральная плоскость с равномерно распределенными окнами, часто заглубленная по отношению к боковым ризалитам;
- акцентирование междуэтажных членений-тяг;
- сглаживание различия между этажами, их высотой и значимостью, идущего от классицизма и во многом влиявшего на пропорции фасадов;
- увеличение роли повторения одинаковых, равнозначных элементов, начинающего приобретать смысл самостоятельного архитектурного приема.
Отличительной чертой периода эклектики были протест против ордерной системы, деспотизм которой связывал свободу поисков рациональных форм, и вместе с тем использование отдельных элементов ордера в декоративных целях.
В распаде классицизма, в снижении и обеднении идейно-художественных качеств архитектуры проявилась лишь одна сторона изменений, происходивших в строительстве предреформенного периода.
Их другой, не менее существенной стороной было появление новых типов зданий, интенсивный подъем технического уровня архитектуры, расширение ее утилитарной сферы, проявившихся в полную силу после отмены крепостного права.