У северной границы Национального парка «Себежский» и в 189 км к югу от Пскова находится город Себеж, районный центр и малый по людности город (менее 9 тысяч человек). Расположен он в красивой местности между озерами Себежс- ким и Ороно (Ворон), в нем есть железнодорожная станция. Себеж впервые упоминается в летописи в 1414 г. как населенный пункт Псковской феодальной республики (в 2008 г. возраст этого поселения превышает 594 года). Но археологические раскопки свидетельствуют, что люди здесь стали расселяться гораздо раньше. Здесь обнаружены две неолитические стоянки (IV — V тыс до н.э.) и два городища железного века (I — II тыс до н.э.). В окрестностях Себежа найдены остатки многочисленных древнеславянских и древнерусских курганов и могильников. Главные события в этих местах связаны с крепостью «Иван-город на Себежи», построенной (1535) перед Ливонской войной по приказу князя И.В. Шуйского и укрепленной в период Северной войны по юле царя Петра I, селением Себеж Это поселение неоднократно страдало от врагов: в 1414 г. его разорил литовский князь Витовт; в 1536 г. крепость Ивангород-на-Себежи (впоследствии Себеж) выдержала осаду польско-литовских войск Сигизмунда I, с 1579 г. находилась под властью Польши, затем во 2-й половине XVI — начале XVIII вв. неоднократно возвращалась России и снова захватывалась Польшей. Во время Северной войны 1700—1721 гг. по приказу царя Петра I крепость Себеж была укреплена, переоборудована и стала одним из опорных пунктов военных действий. В 1772 г. город Себеж вошел в состав России, на этот раз навсегда. В период Великой Отечественной войны Себеж был с июля 1941-го до середины июля 1944 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками, которые уничтожили почти всё еврейское население (погибли свыше 1600 горожан- евреев). В послевоенный период в восстановленном Себеже получили развитие производство стройматериалов, предприятия лесной, легкой и пищевой промышленности. В городе работает Музей природы, с 1979 г. он является филиалом Псковского музея-заповедника. Наибольший интерес в историческом и архитектурном планах в Себеже вызывают Замковая гора с крепостными валами (1535), бывший католический костел (1625), бывший дом ксенза (1890), белокаменная колокольня (XIX в.) разрушенного в советский период храма Святой Троицы (XIX в.). От древней крепости ничего не сохранилось, но на месте крепости «Иван-город на Себежи» установлен монумент, напоминающий о том, что здесь накануне Ливонской войны для охраны западных границ Русского государства была построена русская крепость. Для католиков в Себеже мемориальную ценность представляет здание бывшего костела (единственная в городе постройка XVII в.). В 1625 г. тут был заложен женский монастырь ба- зилианок. Деревянное здание костела построил польский король Сигизмунд I, после пожара каменный костел возвел литовский князь Радзивилл, который имел особые виды на Се- беж, ведь он был пожалован ему в вечное потомственное владение. В советский период здание костела использовалось как склад и общежитие. В восстановленном здании костела освящена и действует с 1990 г. православная церковь во имя святой Троицы.
Себеж и его окрестности представляют большой интерес для археологов. Здесь обнаружены две неолитические стоянки IV—V тыс. до н.э., два городища раннежелезного века (I—II тыс. до н.э.), древнеславянские и древнерусские курганы и могильники.
Недалеко от Сенежского национального парка, к северо- востоку от него, находится селение Тележники, где раньше находилась усадьба с тем же названием, принадлежавшая Д.И. Фонвизину.
Аенис Иванович Фонвизин (Фон-Визин, 1745—1792) — русский писатель, создатель русской социальной комедии. В комедии «Бригадир» он сатирически изобразил нравы дворян, пристрастие основной массы представителей дворянского сословия ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (этапном произведении русской литературы) он высмеял крепостное право, в котором видел основную причину бед России, показал бессмысленность современной ему системы дворянского воспитания и образования. Его произведение «Записки первого путе- шествия» (письма к П.И. Панину; опубликовано в 1800-х гг.) сыграло существенную роль в становлении русской прозы.
Ф.И. Фонвизин пользовался покровительством фаворита императрицы Екатерины II графа Г.Г. Орлова (1734—1783), что способствовало развитию его писательского таланта и продолжению творческой деятельности, несмотря нарасту- гцее недовольство высмеянных им дворян в его адрес. Фонвизин был хорошо знаком с жизнью щрского двора, был вхож в лучшие дома Москвы и Санкт-Петербурга. Он часто посещал дом ИЯ. Мятлевой (1726—1782), вдовы контр-адмирала и сибирского губернатора В.А. Мятлева (умер в 1761), который являлся одним из первых петербургских литературных салонов екатерининской эпохи. В нем он встречался со многими обгцественными деятелями, писателями и поэтами (Державиным, Херасковым, Богдановичем, Княжниным, Дрмашневым и др.), а также с предметом своей страсти Анной Ивановной
Приклонской. Об этом салоне Фонвизин упоминает (1771) в своих «Записках». Фонвизин дружил с Б.А. Мятлиным (соединявшим с французской образованностью русский острый и веселый ум), писателем В.И. Майковым (1728—1778), секретарем князя Г.А. Потемкина В.Г. Рубаном (1742— 1795), полковником, директором придворного театра и музыки И.П. Елагиным (1725— 1793; был покровителем русских драматургов, особенно — Фонвизина). Патриотический настрой, хорошее образование, критическое осмысливание современного ему порядка в России, наличие влиятельных покровителей (прежде всего В.А. Мятлева, И.П. Елагина и др.), хорошее знание жизни дворянских семей позволили Фонвизину создать его бессмертные литературные произведения, которые он обдумывал и создавал в Москве, Санкт-Петербурге, а также вне их, в том числе в своей усадьбе Тележники.
Фонвизин прожил интересную, но совсем не простую жизнь. Он родился в Москве, в дворянской семье, учился в гимназии при Московском университете, затем — на философском факультете этого университета, входил в кружок известного стихотворца М.М. Хераскова, попечителя Московского университета. Фонвизин служил в Иностранной коллегии, был секретарем знаменитого Н.И. Панина (крупного политического деятеля екатерининской эпохи). Фонвизин с детства увлекался поэзией, писал смелые сатирические стихи, которые в его молодости не печатались, но быстро становились известными в Москве. А.С. Пушкин назвал А-И. Фонвизина «другом свободы». Вероятно, критическое осмысление деятельности и творческая работа отняли у Фонвизина слишком много времени, сил и здоровья, но об этом мало кто знал. Фонвизина рано разбил паралич; он с инвалидной коляски кричал студентам около университета: «Не пишите, не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что сделала со мной литература!» Фонвизин, когда был молод и здоров, вне сомнения, был увлечен творческим трудом, с удовольствием ощущал пришедшие к нему широкое уважение и славу. Но кропотливый, трудоемкий творческий труд, к тому же в должной степени не оплачиваемый, в конце концов сильно подорвал его здоровье, укоротил жизнь. Больной, немощный, небогатый Фонвизин мало кому был нужен. Он умер в возрасте всего 47 лет.
В 242 км к юго-востоку от Пскова, на берегу озера Невель, находится районный центр город Невель, узел железнодорожных линий Санкт-Петербург — Витебск и Великие Луки — Полоцк, малый по людности город (численность его населения немногим более 20 тыс человек). Возраст этого поселения — порядка 450 лет. Царь Иван Грозный (1530—1584, великий князь с 1533, царь с 1547) в своей духовной грамоте назвал Невель в числе городов, основанных в его царствование; это первое упоминание этого города в письменных источниках. С 1580 до 1772 г. он неоднократно переходил от России к Польше и Литве, но с 1772 г. был окончательно присоединен к России, стал ее уездным городом С 16 июля 1941 г. по 6 октября 1943 г. он был оккупирован немецко-фашистскими войсками, сильно разрушен. В послевоенный период город был восстановлен, его основными предприятиями стали завод автоматических телефонных станций, швейное объединение, молочно-консервный комбинат, обувная и мебельные фабрики, льнозавод. В Невеле установлен памятник погибшей под ним Герою Советского Союза 21-летней пулеметчице М. Мамедовой (1922—1943).
Примерно в 8 км от г. Невель сохранились следы усадьбы Иваново, принадлежащей некогда знаменитому в России человеку — Ивану Ивановичу Михельсону, генералу от кавалерии, главнокомандующему (с 1806) выступившей против турок русской армии. И.И. Михельсон как военный более полувека честно служил России, участвовал практически во всех крупных войнах XVIII в., особенно прославился как первый победитель Е. Пугачева (отряд Михельсона отвоевал в 1774 г. взятую пугачевцами Казань; это не простили ему в советское время, поэтому выдающийся полководец был предан забвению, его имя не упоминалось в советских учебниках истории). За заслуги в разгроме Пугачева императрица Екатерина II пожаловала Михельсону 1000 душ крепостных, села в Невельском уезде. Одно из этих сел якобы сам Иван Иванович Михельсон переименовал из Воронино — в честь созданного им в нем своего имения — в Иваново; этим же именем он назвал местное озеро, так появилось Ивановское озеро. В XX в. озеро переименовали, оно получило удивительное название — Озеро Нравственной Реальности (единственное в мире озеро с философским названием). Новое название озера появилось благодаря членам Невельского философского кружка: ММ. Бахтину, Л.В. Пумпянскому, М.И. Кагану, М.В. Юдиной. Эго озеро стало местом ежегодного паломничества участников Невельских Бахтинских чтений. И.И. Михельсон создал в конце XVIII — начале XIX вв. шикарное имение Иваново, походившее больше на город. Михельсон был очень богатым человеком, мог строить и покупать все, что хотел. Михельсон имел несколько тысяч душ крепостных крестьян в разных губерниях России, в том числе только в Невельском и Городецком уездах 2800 крепостных мужчин (кроме них, были еще женщины и дети), имел он богатую виллу около Неаполя. Больше всех своих других владений он любил именно имение Иваново, с которым были связаны 30 последних лет его жизни (1777— 1807).