На первом плане мелкая Москва-река, набережная из «дикого» камня, ажурная решетка. Парадная набережная Москвы, недаром она одной из первых была облицована камнем.
Но и здесь рядом с дворцами стоят скромные домики или суконная фабрика. Владельцы перемешаны так же причудливо: то бывший московский губернатор, то мещанин, то генерал-майор, то купец. Стоят дома не вплотную, а свободно: Москва была городом усадеб.
Самый первый дом слева существовал уже в конце XVIII века. Изо всех домов по набережной он погиб первым — он разобран в 1862 году. За ним старинная (конца XVII в.) церковь св. Софии. Церковь эта и сейчас стоит во дворе (шатровая колокольня давно снесена), а рядом большая усадьба: дом, два одинаковых флигеля и двое ворот по улице.
Владельцем ее в 1821 году был надворный советник (чин, соответствующий подполковнику) Ипофродит (вот какие бывали в старину имена!) Кологривов. В это время дом был немного другой, у него была колоннада. Его тоже очень скоро (в 1858 г.) перестроят. Сейчас на его месте стоит большой дом, построенный в 1922 году.
Следом за этой усадьбой виден узенький переулок, ведущий на «болото» — современную Болотную площадь. Дом на соседнем углу основным фасадом выходил в переулок. Со стороны набережной участок огорожен дощатым забором, какие встречались где-нибудь на окраине.
Этот злополучный забор не давал покоя городским властям: не раз проектировали на этом месте большие здания, но в конце концов, махнув рукой, приказали сделать каменный забор, а за ним «не ввиду и безо всякого отверстия на улицу» одноэтажный каменный сарай. Дворовая галерея этого дома, видная на фото, построена в 1854 году и «подстраховывает» дату фотографии.
Следующий дом (с портиком во втором этаже) один только дошел до нынешнего времени почти в неизменном виде (только барельефы над окнами и кое-какая лепнина добавлены в 1915 г.). Построен он в 1817 году для купца Лабкова.
А правее его — типичный московский деревянный особняк, немного странно выглядящий на парадной набережной, где все остальные дома — каменные (он был построен в 1821 г. для мещанина Сивова, а в 1817 г. он составлял один участок с предыдущим).
Следом за ним большой трехэтажный дом с балконом, построенный (а скорее восстановленный после пожара) в 1817 году неким жандармским офицером (в 1861 г. он был перестроен и в таком виде сохранился).
Дом справа от него изо всех видных на набережной самый «молодой» — он построен в 1844 году. До этого 30 с лишним лет здесь стояло «обгорелое полуразрушенное строение» (это прямо против Кремля!). «Комиссия для строений» думала пробить здесь проезд на «болото», но так и не осилила этого. Сильно обстроенный в 1868 году, дом и сейчас цел.
Следующая усадьба — большой дом, два флигеля (нежилых, в одном были конюшни, в другом какие-то сараи), двое ворот. Дом старый еще XVIII века и стоит по-барски, отступая от красной линии.
Чин у владельца был действительно большой — генерал-майорский (на месте этого дома в 1891 г. был построен новый дом — тот, где сейчас английское посольство). Потом идет усадьба поскромнее (купца Котова), тоже построенная в конце XVIII века, а рядом с ней (рядом, конечно, не сами дома, а усадьбы) великолепный дом с колоннадой.
Все в том же городском архиве есть его фасад (1843 г.): можно разобрать и герб, и многофигурные барельефы, и два балкона. Крайние колонны как бы срезаны и на их основании стоят скульптуры (совсем, как в старом здании библиотеки имени Ленина).
Словом, настоящий дворец, владел им в конце XVIII века генерал-майор А. З. Дурасов. Сохрани он свой облик, он был бы сейчас одним из лучших памятников архитектуры Москвы. Но уже в 1876 году он был полностью перестроен.
За крышей этого дома видна башенка Винно-соляного двора, его большая территория была ограждена корпусами середины XVIII века. Сама башенка была построена в начале XIX века и над ней красовался двуглавый орел — символ государственной монополии на вино и водку.
Правее (на фото — слева от Благовещенской башни Кремля) купеческий дом XVIII века. Когда я обследовал все эти дома по набережной, я не раз с завистью думал: счастливые владельцы!
Перед глазами у них ежеминутно был Кремль: кремлевские дворцы и соборы видны из каждого двора, от этого даже самые невзрачные дворики приобретают какое-то величие.
А из двора этого дома видно не только Кремль, но и Александровский сад, и знаменитый Пашков дом — старое здание библиотеки имени Ленина. Владельцы оценили этот вид и уже в конце XIX века пристроили к дому террасу.