Это положение находится в соответствии с более широким наблюдением зафиксированным Г. В.Плехановым: Наслаждаясь тем, что кажется ему прекрасным, общественный человек почти никогда не отдает себе отчета в той пользе, с представлением о которой связывается у него представление об этом предмете.
В качестве второго важного положения отметим, что воспринимаемая форма организации объекта или явления не просто оценивается сама по себе — она сопоставляется с тем, что по представлению наблюдателя, должно быть присуще этому типу объектов или явлений, сопоставляется с идеалом.
Так же, как и организованность вообще, соответствие идеалу может быть в объекте реальным или потенциальным. Может эстетически переживаться и расхождение с идеалом. В периоды упадка, декаданса бывает, что сама дезорганизованность, само отречение от идеала выступает как своего рода идеал.
Поскольку эстетическое относится к области конкретно-чувственного, эстетический идеал — это не логическая формулировка, а некое целостное представление о том, каким должен быть данный предмет. В нем сплавлены воедино самые различные критерии оценки — социальные, этические, физиологические и др.
Эстетический идеал характеризуется тем, что он небезразличен человеку, всегда есть внутренняя заинтересованность, внутреннее сочувствие ему и потому соответствие или несоответствие идеалу порождает переживание.
Синтетичность или, точнее, синкретичность идеала приводит к тому, что эстетически могут оцениваться самые разнообразные явления действительности. Эстетическое восприятие оказывается тесно связанным с неэстетическим. Особенно это относится к архитектуре и городской среде в целом, поскольку они представляют собой объект не только, и даже не столько эстетического, сколько утилитарного потребления.