Величественная простота и, главное, внутренняя логика античных сооружений оставались для многих зодчих своеобразным путеводным маяком, на свет которого следовало ориентироваться в изменчивом мире модных архитектурных веяний.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Европе на смену барокко и рококо в XVIII в. пришел классицизм. Возможно, некоторую роль сыграли в этом повороте и бурные события Великой французской революции.
Разумеется, ее лозунг «Мир хижинам, война дворцам» не следовало буквально применять к архитектурным сооружениям, однако он безусловно выражал в том числе и общественное недовольство безумной роскошью барочных построек, возведение которых порой истощало казну целых государств.
Определенную роль в формировании новых вкусов сыграли раскопки Геркуланума и Помпей, которые явили миру подзабытую красоту античных построек. Свою роль сыграли и философские мысли Декарта, который проповедовал рационализм. Искать разумное зерно в барочных завитушках и маскаронах было делом безнадежным.
Зато классический античный ордер не раз выдерживал проверку на прочность, демонстрируя логику своей соразмерности и функциональности. Классицизм перенял от античности логическую ясность форм и сдержанность в декоративном убранстве.
Почва для широкого распространения классицизма была подготовлена стараниями итальянского архитектора Андреа Палладио, который еще в XVI в. буквально обмерял античные постройки Рима, Вероны и Нима, чтобы потом строить по этим образцам загородные дома-виллы для состоятельных итальянцев.
Хрестоматийный пример первого здания в стиле классицизма, сотворенного трудами Палладио, — вилла Ротонда в Виченце. Своим внешним видом она напоминает древнеримский храм с его классический колоннадой и портиками. Нет лишь двускатной крыши, которую заменил купол.
Пример Палладио был замечен и подхвачен архитекторами XVI11-XIX вв. Творчество этого зодчего сыграло столь важную роль в формировании классицизма, что порой этот стиль называют «палладианским».
Его характерные черты можно найти и в загородных виллах американских «отцов-основателей», и в уездном доме культуры. Последний пример характерен — часто внешняя эффектность фасадов зданий в классическом стиле скрывала недостатки внутренней планировки.
Все-таки античные храмы не были приспособлены для жизни людей… По аналогии с барокко и рококо, ампир стал высшей точкой эволюции классицизма, кульминацией его монументальности и выразительности.
Его характерные декоративные элементы — щиты, мечи и прочая военная атрибутика. Не случайно сам термин «ампир» произошел от французского «empire» — «империя».