На рубеже XIX и XX веков архитектура получает новые строительные материалы и конструкции. Она стала называться «модерн» (франц. moderne — современный).
Модерн дал возможность архитекторам создавать значительные внутренние пространства, необходимые для торговых, складских, промышленных и других общественных зданий, комплексно решать архитектурно-планировочные и декоративные задачи.
Применение металлических конструкций позволило с помощью витражей и фонарей верхнего света освещать внутренние помещения, а с помощью новых строительных материалов устраивать эркеры, делать окна различных очертаний.
Архитекторы отказывались от привычных методов проектирования, здания принимали новый облик, все новшества стиля модерн нашли свое место не только в экстерьере, но и в интерьере, в создании малых архитектурных форм.
Отличительными чертами стиля модерн были плавность форм, символы живой природы, витражи, характерные яркие пятна.
Наиболее известными представителями нового направления в архитектуре были в Петербурге — Ф. И. Лидваль (1870-1945), в Москве Ф. О. Шехтель (1859-1926).