Начиная с древности, все сооружения, особенно выдающиеся, возводились под руководством зодчего. Это был специалист, способный создать внешний художественный образ здания, а также владеющий всеми тонкостями производства строительных работ.
В его мыслях внешний облик здания был органично неразрывно связан с опорной системой сооружения. Он прекрасно знал свойства материала, применяемого им в качестве конструктивной основы сооружения. На протяжении нескольких столетий основными строительными материалами являлись древесина и камень. Свойства этих материалов и оптимальные условия работы конструкций, выполненных из них, были вполне ясны.
Постепенно в качестве приоритетного направления при возведении здания выделилось создание его внешнего облика, основные работы свелись к украшению, декору типовых конструкций. В Средние века и в период эпохи Возрождения сформировались школы живописи. Все ведущие архитекторы в те времена были, прежде всего, живописцами. Профессия зодчего исчезла.
Деятельность архитектора свелась в основном к декоративному искусству, художественному оформлению здания. В отдельное направление оформилась инженерно-строительная наука. Архитекторы стали оперировать категориями искусства и эстетики. Инженеры придерживались концепции прочности, оптимальных условий работы конструкций. К ХХ в. в результате стремительного развития строительной науки и техники позиции поменялись.
Архитектурные школы были несостоятельны подготовить архитекторов в период таких перемен, смены традиций и стереотипов в архитектурно-строительной области. Они давали лишь классическое образование, ориентировались на возведение монументальных зданий. Архитектура ХХ в. возникла благодаря новым эффективным материалам, развитию методов строительного производства.
Архитекторы отстали от прогресса строительной техники, утратили способности зодчих. Получилось так, что на современную архитектуру основное влияние оказали инженеры – В.Г. Шухов, Эйфель, Майар, Перре, Нерви, Кандела, Саржер, которые обладали интуицией и воображением. Тесная профессиональная взаимосвязь архитектора и инженера стала снова необходима в наше время.
При использовании в строительной области современных технологий расчета и проектирования зданий, возникновения новых материалов с заданными свойствами архитектор, безусловно, должен обладать необходимыми инженерными знаниями и вести взаимопонятный диалог с инженером. Однако этого мало. Быть профессионалом в своей области, находиться в передовых рядах ведущих специалистов архитектору возможно лишь при обладании новейшими техническими знаниями и навыками.
В современный период перед ним поставлена задача стать зодчим, т.е. специалистом широкого профиля наподобие древних мастеров. Это неотъемлемое требование нашего времени. Профессия зодчего возрождается.