Итальянский архитектор Паоло Солери умер 9 апреля 2013 г. в возрасте 93 лет. На архитектурном Биеннале под названием «Города. Меньше эстетики, больше этики» в 2000 г. Паоло Солери был награжден «Золотым львом». Участники Биеннале должны были оспорить взгляд на роль архитектуры в современной городской среде и сделать выбор между соблазном формализма и экспериментами с новыми конструктивными технологиями.
Вся творческая карьера Солери была посвящена идее компактного проживания и поискам рационального использования энергии.
Косанти и Аркосанти
Интерес авторов статьи к итальянскому архитектору Паоло Солери возник во время путешествия в Аризону в феврале 2006 г. Авторы побывали в Фениксе, чтобы посмотреть работы Фрэнка Ллойда Райта и, в частности, Taliesin West – зимний дом-студию мастера, построенную в 1937 г. и включающую его школу архитектуры.
Когда мы путешествовали в Большой Каньон, то случайно заметили указатель, показывающий направление на Arcosanti – другую школу архитектуры, построенную в 1970 г. Паоло Солери, одним из учеников Райта, о котором мы знали, что он был очень противоречивой фигурой, маргинальной по отношению к архитектурным дискуссиям. Мы последовали в этом направлении и остались очень довольны.
Произведения Паоло Солери, о которых мы будем рассказывать – Dome House (1949), Дом-студия в Косанти (1955–1974), открытый театр в Санта-Фе (1964) и поселение Аркосанти (1970). В этих произведениях Солери экспериментирует с простыми строительными технологиями – например, моделируя пространство с помощью прямого контакта с землей – и ищет оригинальное архитектурное выражение, которое с годами проявляется в стремлении получить геометрическую конструкцию из чистых форм.
Паоло Солери в Taliesin West как ученик Фрэнка
Ллойда Райта Паоло Солери родился в 1919 г. в Турине, где он защитил диплом архитектора в 1946 г. Чуть позже он познакомился с работами Райта и узнал о школе Taliesin West. Молодой архитектор обращается к мастеру с просьбой пройти у него стажировку. Райт его принимает, и Солери приезжает в Тализин в январе 1947 г.
Поначалу Солери, плохо знавший английский язык, осуществляет практические задачи, необходимые для жизни коммуны; однако он внимательно наблюдает за тем, что появляется на чертежном столе мастера, и у него есть возможность выполнять рабочие макеты для Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Одновременно Солери проникается экстремальным ландшафтом пустыни Аризоны.
Говорят, что известный конфликт между мастером и учеником возник из-за того, что Солери спроектировал мост трубного сечения из железобетона, который предполагал опубликовать в книге, посвященной архитектурным мостам. Райт считал, что это проект не архитектора, а живописца. В сентябре 1948 г. Солери предложили окончательно покинуть Тализин.
Dome House, 1949 г.
Новый этап его работы в Америке начинается в 1949 г., когда он получил заказ на строительство маленького дома на склоне Camelback Mountain близ Феникса, это место являлось сакральным уже в предысторическую эпоху. Заказчица – Леонора Вудс (Leonora Woods), мать его подруги и будущей жены. Солери восемь месяцев живет в палатке на месте строительства и начинает проектирование с того, как использовать возобновляемые материалы и камень, которые легко найти прямо на месте.
В своем интервью 1996 г. Солери открывает, что он самостоятельно строил этот дом, потому что заказчица потребовала, несмотря на малые средства, чтобы было выполнено ее желание и из зала дома было видно звездное небо Аризоны. Таким образом, Dome House родился между небом и землей: пространство для сна было вырыто в виде своего рода грота, общественное пространство имело крышу в виде стеклянного купола. Эти два пространства были визуально связаны между собой.
Стеклянный купол был осуществлен в ремесленной манере с использованием металлического остова военного самолета. Солери купил этот самолет, уже довольно подержанный, на рынке. Профили Т-образного сечения были изогнуты и сварены, чтобы сформировать каркас купола. На стеклянном куполе еще был установлен мобильный полукупол с элементами затенения; этот полукупол мог вращаться по рельсам, таким образом, освещение внутреннего пространства можно было регулировать, кроме того, модульные элементы купола могли сдвигаться, таким образом, когда климатические условия позволяли, можно было полностью объединить внутреннее и наружное пространства.
Купол имел охлаждающее оборудование, которое работало на испарении воды, и мотор, который облегчал механизм вращения. В июне 1951 г. Dome House был опубликован в Architectural Forum и в сентябре в Architecture d’Aujourd’hui. Критики сразу оценили необычность этого здания не только из-за отношения между конструкцией и местом, а также технологическим решением, но и за его формальные качества. Солери заявил, что он вдохновлялся куполом Бакмистера Фуллера (Buckminster Fuller) и архитектурой индейских поселков.
Солери вернулся в Италию, где спроектировал и построил керамический завод в Виетри-суль-Маре близ Неаполя, и научился работать с керамикой. Между концом 1954-го и началом 1955 г. Солери переезжает в США, чтобы постоянно жить с семьей в Paradise Valley близ Феникса. Каждый день Феникс представлялся ему городом, в котором постоянно возрастал вред от окружающей среды для его жителей, и, напротив, Paradise Valley (Райская долина) – пустынная среда казалась ему идеальным местом, где можно было экспериментировать с формами и с качеством среды, более приспособленной к человеку.
Косанти 1955–1974 гг.
В Paradise Valley Солери приобрел участок земли и начал проект Earth House (Земляной дом), представляющий собой первое ядро поселения Косанти (Cosanti). Это дом-ателье полуподземного типа, где Солери жил и работал в коммуне ученых всех возрастов: студентов, выпускников, профессоров и доцентов на пенсии, художников и мастеров. Earth House явился первым экспериментом с методами формообразования в земле (earth-casting) применительно к архитектуре.
Паоло Солери идет от конструкции покрытия и затем выкапывается в пространство для вычитания материи, которая как бы наплавлялась на наружную криволинейную поверхность. Техника состояла том, что выкапывался котлован и затем нагромождалась оставшаяся земля таким образом, что получалась форма заливки цемента, которая представляла собой скорлупу покрытия.
Когда цемент был очищен, то она забрасывалась низлежащей землей, создавая и консолидируя опоры покрытия и образуя план покрытия. Оставшаяся земля могла быть задействованной для моделирования окружающего ландшафта. Таким методом «рабочей заливки» (casting-in-place) можно построить стены, покрытия, шапковидные абсиды, поскольку они уже были размещены поблизости на определенных позициях.
Если пластичные пространства были большими, формы, предопределенные землей, должны были включать борозды (морщины); после была применена обшивка водонепроницаемой гидроизоляцией, борозды должны были быть армированными и связанными посредством металлической сетки для усиления. Когда структуру уже отлили в большинстве частей, становилось необходимым использовать опалубку из дерева.
Этот метод можно было использовать также для производства конструктивных элементов с тем, чтобы затем разместить в другой позиции (метод pre-casting). Солери сконструировал формы и седловины (впадины, углубления) в диалектическом отношении с природой, используя конструктивный метод, который дал результат в виде пластичности внедренной в материю.
В отличие от Талиесина, спроектированного Райтом, но реализованного на фабрике, Косанти является продуктом самостроя (авто-конструкции), это процесс, начатый несколькими волонтерами с использованием экономных материалов, согласно приблизительным наброскам. Этот процесс имеет тенденцию к аннулированию дистанции между проектом и его осуществлением, стройка ведется не принятым способом: она очень проста по своему замыслу, но требует организации, ремесленного экспериментирования, аккуратности в выполнении.
Пространства Косанти не представимы через двухмерные чертежи. Различные пространственности, которые скомпонованы вместе, сходны с обитаемыми скульптурами. Строительство Косанти продолжалось восемнадцать лет и завершилось в 1974 г. с South Courtyard «обезьяной», фигурой, реализованной с помощью рудиментального заводского изготовления, которое установило своеобразный фильтр между внутренним и внешним, это проекция солнца и зимнего холода.
Аркосанти
Аркосанти – город в аризонской пустыне – является образовательным центром и лабораторией экспериментальной архитектуры. В 1976 г. в Нью-Йорке Солери представил свои проекты arcologies («аркологии») – биоклиматических городов будущего, самодостаточных и обладающих способностью адаптироваться к экстремальным климатическим условиям. Строительство Аркосанти в пустыне Аризона – пример конкретной демонстрации его идей.
Архитектура появляется, будто вырастая из скалы, и представляется как «обитаемая скульптура» – habitable sculpture в непрерывном чередовании сплетенных внешнего и внутреннего пространств, с рентабельными этажами с отверстиями-полостями ниже и видом на окружающий ландшафт или вовнутрь к более интимным террасам.
Здания связанны пешеходными дорожками и встроены в окружающую среду. Работы Солери заставляют нас размышлять об архитектуре проекта, его смысле, форме, являющейся итоговым результатом, и сложностях, связанных с реализацией.