Вопросам ритма в композиции всегда уделялось внимание как в области теории архитектуры, так и в области теории музыки. Развиваясь самостоятельно и параллельно, они имели нечто общее. Исследователи двух таких разных видов искусств пришли к очень похожим закономерностям, заключениям и выводам.
Конкретные примеры произведений конца XIX – начала XX в., созданных как в архитектуре, так и в музыке, наглядно показывают, что ритмические начала становятся одними из основных композиционных инструментов. Музыкальное искусство как более восприимчивое ко всему новому и более подвижное опередило архитектурное.
Можно даже сказать, что освоение и разработка необычных ритмов произошли именно в музыке и поэзии, и уже в дальнейшем это повлияло как на архитектуру, так и на другие виды искусств.
Усиливая ритмическую сторону произведений, композиторы и архитекторы на практике пришли к пониманию универсальности ритмических законов, их мощной силе воздействия на зрителя и слушателя.