«Город будущего» – это словосочетание все чаще звучит в рамках общественных форумов, дискуссий архитекторов и урбанистов, управленческом аппарате разных городов, часто встречается на страницах научно-популярных изданий и в исследовательских статьях.
Но что подразумевается под этой комбинацией слов, часто остается неясным, так как параллельно с ним существуют и активно используются такие термины, как «умный город», «интеллектуальный город», «цифровой город», «устойчивый город», «креативный город», «обучающийся город», «экогород», «город здоровья», «город для жизни» и т.д.
Такое разнообразие формулировок существует в одном понятийном пространстве, но дает фрагментарное понимание того, что же будет представлять собой будущий город, будет ли он состоять из ряда концепций или оформится в какой-либо единый стратегический сценарий развития, концентрируясь на чем-то конкретном?
Все из представленных терминов, под каждым из которых скрыта определенная концепция, – это сценарии или их фрагменты, которые теоретически осуществимы в конкретных территориальных условиях.
Они доступны не всему миру из-за целого комплекса проблем, таких как: – значительный рост населения в африканских и азиатских странах и уменьшение уровня рождаемости в развитых странах – США, ЕЭС, а также СНГ, в том числе России; – сильные различия в уровнях экономического развития этих стран и, как следствие, значительная дифференциация по качеству жизни (образование, здравоохранение, уровень заработной платы); – объективные различия (территория, климат, наличие разного рода ресурсов); – статус города (столица, региональный или областной город); – субъективные качества управленческой команды и активность местного населения.
Недостаток всех вышеперечисленных концепций заключается в том, что они предлагают решение лишь для определенного круга проблем, связанных с современным городом. Все их можно поделить на три группы: – сфера IT-технологий для улучшения жизни в городе (умный город, цифровой город, интеллектуальный город); – социальная сфера (креативный город, город для жизни, город здоровья); – экология (устойчивый город, зеленый город, экогород, город здоровья).
Так, например, «умный город» чаще всего подразумевает техническую сторону вопроса в области безопасности и регулирования транспортной ситуации в городе и никаким образом не ориентирован на культурную или образовательную среду. Внутри этого понятия есть даже иерархичность.
В своей статье Б. Хатчисон, исполнительный директор Центра развития «умных городов», выделяет эволюцию этой системы от первой до третьей версии. Термин «цифровой город» также существует в области IT-технологий, но больше ориентирован на жителей, в этом случае делается акцент на внедрение широкополосной коммуникационной структуры, которая дает возможность пользоваться государственными услугами и услугами здравоохранения через Интернет, ведения бизнеса через Интернет и т.д.
«Креативный город» – концепция, которую разработал в конце 80-х гг. британский урбанист Ч. Лендри, сегодня приобрела большую популярность среди городов в развитых странах (Вена, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Автор осмыслил понятие культуры через синтез с урбанизмом и городским развитием: «Культура должна определять технологию городского планирования, а не выступать как малорентабельное дополнение к таким вопросам, как жилищное строительство, транспорт и землепользование.
Именно восприятие перспектив города сквозь призму культуры должно задавать систему координат для планирования городской жизни и социального развития» 1. Культура дает ощущение стабильности, восприятие города на эмоциональном уровне (цвет, звук, образный ряд) отличает его от других. Здесь значительную роль играет идентичность и «свое лицо» города.
«Город для жизни» имеет много смысловых пересечений с «креативным городом», но в большей степени фокусируется на конкретных мероприятиях или предпосылках (ориентация на пешехода, развитие общественных пространств, человеческий масштаб). Заключительная группа концепций ориентирована на экологическое сознание и внедрение приемов экологического нормирования в городскую среду.
Разнообразные квоты, внедрение «зеленой сертификации» для зданий и городских средств передвижения, использование возобновляемых источников энергии, бережное отношение к водным городским ресурсам, попытки перехода на чистые производства, рациональная переработка различных отходов, организация зеленых пространств, как общественных, так и защитных, буферных – вот критерии, на базе которых развиваются концепции «экогорода», «зеленого города» и «устойчивого города».
Все эти тенденции для будущего градостроительства очень важны, но не по отдельности, а в комплексе. Если обратить внимание на три выделенные группы, то станет очевидным, что под ними подразумеваются технология, человек и экология. Это и есть те ключе вые параметры, которые сформируют новое видение развития урбанизации.
Таким образом, сегодня «город будущего» – это целая стратегия, которая должна скомпилировать и синтезировать в себе эти тенденции, понять их пропорциональное соотношения в рамках одной системы и суметь органично включить их в сознание социума, которое очень инертно и консервативно, но именно человек определяет лицо города, без человека города нет.