Несмотря на частое изменение политических границ государств Средней Азии XV-XVII вв., занимавших территории нынешних среднеазиатских республик нашей страны, Ирана, Афганистана и северной Индии, этнокультурная и социальная общность населявших эти территории народов установлена трудами многих поколений советских и зарубежных исследователей.
Отсюда привлечение памятников сопредельных стран: Афганистана, северо-восточного Ирана, что соответствует рамкам владений Тимура и Тимуридов в XV в. и позднее Шейбанидов в XVI-XVII вв.
Начертание любого плана-орнамента следует правилам симметричных преобразований. Что происходит с самым характерным объемным элементом куполом?
Купол вращается вокруг оси с определенным интервалом, перемещается вдоль прямой, приставляется плотно один к другому, сжимается от центрального ядра к периферии и вновь расширяется, акцентируя особо значимую на плане зону. Наиболее распространены центрально-осевая симметрия и переносная, которая опознается в различных архитектурных ритмах.
Понятие ритма в архитектуре настолько сложно и запутано, что необходимо предварительно уточнить, о каких ритмах пойдет речь. Мы опираемся на наиболее распространенное представление об архитектурном ритме как некой упорядоченности (контуров, объемов, деталей), в основе которой чередование, повтор, равенство форм или непрерывное изменение единой формы.
Обращают внимание идентичные в целом приемы построения разнотипных схем. Монументальные сооружения медресе, мавзолеи, торговые купола, отдельно стоящие или сочетающиеся друг с другом в реальности городской застройки, образуют причудливые орнаментальные композиции. Сложность узора не стирает впечатления общей ритмической согласованности фрагментов.
Композиционный сюжет слагается из небольшого набора заданных форм: куб, цилиндр, полусфера. Варьируются лишь размеры и приемы группировки. С высоты минарета можно отчетливо различить, как купола и своды группируются рядами, обнимая пространство двора, или выстраиваются цепочкой вдоль улицы. Схемы просты и хорошо известны. По ним без труда угадывается назначение здания, что не всегда легко сделать, проходя по улице.
Комбинаторные преобразования по правилам симметрии позволяют мастеру получить множество вариаций основной типовой схемы сооружения. Искусное владение разными видами геометрической симметрии придает планам столь характерную орнаментальность.
При сравнении инвариантных (неизменных) схем различных типов сооружений в их начертании обнаруживается преимущественно центричное построение композиции, которому подчиняются прочие виды симметрии. Причем симметрия лежит в основе построения именно структурной (узловой) схемы композиции, определяя конфигурацию объемно-пространственного целого.
Встречаются почти все виды архитектурной симметрии: центрально-осевая, зеркальная, подобия, сетки. Определенный выбор диктуется необходимостью решения конкретной задачи. Так, например, объем с одним большим помещением и группой малых компонуется вокруг одной точки центра симметрии; прямоугольный двор или дорога процессий оформляется помещениями, расположенными зеркально относительно направляющей оси, и т. д.
Симметрия в целом как конструктивная композиционная идея упорядочивала творческий процесс на всех стадиях работы, начиная с приемов профессиональной графики в оформлении чертежей до планировки садов, парков, городов.
Попытаемся на различных, как правило, рассматриваемых порознь архитектурных сюжетах, показать единство и универсальность симметрии в строительной традиции Средней Азии, выявить «гибкость» канонического приема композиции, поскольку именно это качество симметрии определяет орнаментальное многообразие в единстве стилевую целостность традиционного зодчества. Наше внимание сосредоточено на закономерностях начертания планов и фасадов в зданиях различного назначения с тем, чтобы показать роль комбинаторных приемов в их построении.
Изменения размеров и местоположения элементов композиции не затрагивают их форму: происходит расширение или сжатие контура, которое по смыслу трансформации может быть отнесено к преобразованиям симметрии подобия.
Например, привычный мотив арка лоджии и арка главного портала в зависимости от композиционной ситуации и размеров воспринимаются различно, хотя с точки зрения начертания они идентичны. То же можно сказать о куполе одиночно стоящего мавзолея и куполе мавзолея, входящего, положим, в состав медресе, где его размещение и параметры подчинены общей планировке и композиции здания.
Приемы группировки элементов композиции обусловливают построение оригинальных планов-вариаций любого типа сооружений. Часто одно и то же здание относится специалистами к разным типологическим группам.
Это указывает на схожесть приемов композиции и прежде всего на аналогичное построение структурных схем сооружений, отличающихся назначением.