Все архитектурные постройки, из которых складывались ансамбли средневековья, делятся в основном на две большие группы. К первой относятся здания с внутренним двором, окруженным помещениями. Это — медресе, соборные мечети, караван-сараи.
Во вторую группу входят здания с компактным построением плана, где отдельные объемы, подчиняясь строгому порядку, примыкают друг к другу.
Это мавзолеи, ханаки, квартальные, поминальные мечети, торговые пассажи. Для начала постараемся выявить наиболее характерные для обеих групп способы построения, чтобы сравнить их с приемами организации архитектурных ансамблей.
Типы сооружений представлены структурными схемами, сведенными в таблице. Они графически фиксируют размещение в общих габаритах здания купольных помещений (они обозначены окружностями), которые составляют исходные строительные элементы той или иной композиции.
Сравнительный анализ схем планов позволяет сделать вывод, что в рисунках планов конкретного типа сооружений варьируется лишь несколько постоянных по своему очертанию схем, которые демонстрируют реализацию разных видов симметрии и обнаруживают преобладание приема центрально-осевой симметрии.
Медресе строились по схеме: четырехугольный двор в окружении жилых помещений хиджр, цепь которых разрывалась включением залов-аудиторий и мечети, лоджиями айванами. Эта схема допускала вариации в компоновке частей, соотношении площадей жилых и ритуальных помещений.
Инвариантные приемы начертания с очевидностью выявляют две группы планов: центрально-осевую (с центральной точкой) и зеркальную (с одной осью симметрии двора). В обеих группах симметричное относительно геометрического центра двора размещение купольных залов.
Это узловые компоненты плана, поскольку и по размерам, и по назначению доминируют в общей объемно-пространственной композиции. Далее и в той, и другой группе возможно зеркальное расположение залов-аудиторий лишь относительно одной оси. При разработке обеих групп планов акцентируется центральная точка: через нее проходят дополнительные диагональные оси плана и т. д.
Мечети появились на Среднем Востоке одновременно с исламом. Предназначенная вместить огромное число молящихся, изолировать их от городского шума, предоставить защиту от палящего солнца и дождя, мечеть приобрела вид огражденной стенами прямоугольной постройки с внутренним двором, на осях которого лежат два или четыре айвана, с обводными галереями и купольным залом на оси входа.
Эта схема в разнообразных вариантах архитектурных форм, конструкций, деталей, декора и общих размеров господствует в мечетях XV-XVII вв.
Более скромные постройки имеют компактную планировку без двора: объемы компонуются вокруг единого центра или вдоль оси -это поминальные и квартальные мечети.
Для схемы с внутренним двором характерны взаимо-перпендикулярные оси симметрии, выявляемые на плане айванами и куполами молитвенных залов. Обходная галерея представляет собой стоящее на столбах перекрытие структура из отдельных сводов, каждый из которых вписывается в квадратную сетку. Отдельный куполок равномерно транслируется по сетке, заполняя контур плана (мечети Калян в Бухаре, Биби-ханым в Самарканде и др.).
Своеобразна промежуточная схема плана с незамкнутым двором, но сохраняющая положение основных осей симметрии.
Компактная центричная схема мечети имеет ряд вариаций. Например, не нарушая центричность основного объема, к нему с двух сторон примыкает обходная галерея. При этом наружный контур мечети и контур основного объема составляют подобные фигуры (мечеть Балянд в Бухаре).
Центричная схема получает иногда развитие вдоль одной из основных осей симметрии: по оси, поперечной направлению входа. Боковые крылья построенной по этой схеме мечетинамазги в Карши сами по себе являются центричными композициями из купольных объемов.
Центричная схема с геометрически правильным контуром может быть лишена акцентов. Такова схема многих квартальных мечетей. Положение продольной оси фиксирует ниша михраба. Эта схема является как бы фрагментом основной схемы с внутренним двором. Конструктивно она представляет собой фрагмент обходной галереи.
В центричной схеме возможны вариации на тему куполов: сочетание больших и малых, их трансляция по оси вокруг центра, группировка разновеликих на основе правильной сетки и т. д.
Несмотря на обилие всевозможных вариаций, неизменной остается схема с архитектурно выявленным центром композиции, положение которого нетрудно установить в интерьере любой мечети.
Мавзолеи также реализуют две инвариантные схемы построения: центрально-осевую и зеркальную. Однокамерные и сложные многокамерные мавзолеи есть в вариациях обеих схем.
Первая включает квадратные и восьмигранные мавзолеи с одним центральным куполом, а также малыми куполами, симметричными относительно центральной точки композиции.