Пропорциональный анализ плана города выполнен на примере Быхова и Чечерска, представляющих соответственно ренессанс и классицизм.
Отдельные элементы такого анализа использованы при характеристике планировки Несвижа, Слуцка, Мира и других поселений. Анализ пропорций ансамбля площади проведен на примере Постав, Полоцка, Витебска, Бобруйска.
Аналитические построения для выявления соразмерностей осуществлялись на планах площадей и иллюстрировались фасадами застройки их сторон.
В отношении полоцкой площади пропорционирование выполнено также на разрезах ансамбля, что вызвано наличием художественного замысла, наиболее содержательного в аспекте композиционных соразмерностей, а также сохранностью точной иконографии почти по всем сооружениям.
Семантико-теологический анализ
Методически важно познание особенностей средневекового европейского градостроительства, связанных с различными аспектами воплощения идеологических, в основном сакральных, символов в городской среде.
В. Ревеньска полагает, что для прямоугольных или квадратных абрисов регулярного средневекового города и его рыночной площади богословским прообразом и символом освященности мог послужить описанный в Иовом завете Небесный Иерусалим.
Особо примечательно идейное содержание пространственной организации Москвы XVII в., в котором раскрывались несколько духовных и политических тем:
- соединение образов столиц различных русских княжеств, чем синтезировался собирательный градостроительный образ всей Руси;
- воплощение образов античных Рима и Константинополя и в их лице — христианских идей Западной Римской империи и Византии;
- понимание Москвы как преемницы духовного, культурного и имперского значения Рима и Константинополя («Второго Рима») и прославление ее в качестве «Третьего Рима»;
- воплощение образа Палестинского Иерусалима как главной святыни христианства; создание Москвы как «Нового Иерусалима» — города, воспринявшего славу старого Иерусалима, по пророчеству св. пророка Исайи;
- создание, подобно другим городам мира, в том числе Руси, градостроительного образа Небесного Райского Града согласно Апокалипсису св. Иоанна Богослова.
Треугольная схема плана Московского кремля вызвана помимо градостроительной ситуации желанием воплотить символически важный признак Константинополя — города, обнесенного стеной «на три угла», в образ Святой Троицы.
Кроме того, в соответствии с легендой о закладке Константинополя он имел «на все стороны по семи верст». Как упоминалось, в кремле с каждой из трех сторон насчитывалось по семь модулей длины, что также призвано было символически уподобить Ивана III императору Константину Великому.
Кремль обладал и семью башнями на любой из сторон, находясь под покровительством этого сакрализованного числа, упомянутого в Ветхом Завете и отличающегося магической силой.