Вторая половина 18 века характеризуется кризисом феодально-крепостнического уклада и формированием новых капиталистических отношений в экономике. Исходя из этого возникает потребность в новом художественном мировоззрении, в новых эстетических идеалах.
Все страны Европы обращаются к античному наследию, видя в нем строгую рациональность, гармонию, простоту, ясность, что более соответствует новым экономическим отношениям.
Таким образом формируется новый стиль – классицизм, который противопоставляет уходящему барокко простоту и ясность классических ордерных систем, строгую нормативность архитектурных приемов.
Классицизм характеризуется разработкой новых градостроительных приемов, появлением новых типов зданий, развитием инженерной и строительной техники, созданием новой эстетики в литературе, искусстве, архитектуре.
Большое влияние на архитектуру оказывает появление металлических большепролетных конструкций, создание кирпичных заводов, строительство по типовым проектам, когда используются типовые конструктивные схемы и конструкции, повторяющиеся детали.
Усиливается централизация строительного дела в России. В подготовке архитектурных кадров большую роль играет Академия художеств в Петербурге. В России издаются все известные исторические труды по архитектуре.
Рост промышленности вызвал быстрый рост русских городов, которые требовали новых градостроительных решений. Назрела необходимость составления генеральных планов городов. Для решения этой проблемы в 1762 году была создана “Комиссия по каменным строениям Санкт-Петербурга и Москвы”.
Эта комиссия начала разрабатывать и генеральные планы провинциальных городов. К 1775 году было разработано и утверждено 216 генеральных планов губернских и уездных городов.
В комиссии работали ведущие архитьекторы России — Старов, Квасов, Деламот, возглавлял длительное время работу комиссии И. Бецкий.
Одним из первых генеральных планов был генеральный план г. Твери, создававшийся как образец для подражания. В основу планировки города легла регулярная планировка с прямоугольной сеткой улиц.
Главные магистрали города составляли трехлучие и были сориентированы на старый кремль, по центральной оси, вдоль р. Волги. Генпланом предусматривалось создание 4-х площадей различного функционального назначения.
По принципам планировки, заложенным в генеральный план Твери, это был уровень градостроительства стран Западной Европы, в то же время сохранились чисто русские самобытные черты (наличие и главенство кремля).
При застройке Твери использовались “образцовые” проекты застройки, этот опыт использовался позже при застройке Казани, Астрахани, Ярославля, Торжка и других городов.
К этому времени относится большинство градостроительных указов, имеющих ранг государственного закона.
Наиболее крупным содержанием русского градостроительства этого периода становится его централизация и контроль государства над проектированием.
Москва с традиционной радиально-кольцевой системой и глубинной усадебной жилой застройкой препятствовала активному ведению градостроительных работ, но план ее перестройки был утвержден в 1767 году, а затем в 1775 году.
План реконструкции Москвы намечал создание вокруг Кремля системы площадей, значительно расширял центр города, определял границы города по Камер-Коллежскому валу, разграничивая тем самым город и предместья.
По старым оборонительным валам проходили бульварные кольца, на пересечении с главными радиальными улицами создавались площади, плотно обстроенные крупными зданиями. Приделались места для устройства гавани, для подвоза товаров в город.
Центром Москвы остается Кремль, в 1767 году Баженов начинает работу по перестройке Кремля. Проект остался неосуществленным, но был полностью проработан и представлен на утверждение Екатерине II в виде макета.
Проект предусматривал полное изменение облика Кремля, должны были исчезнуть крепостные стены, на их месте создавался большой Кремлевский дворец, грандиозный по размаху и протяженности.
В центре композиции создавалась огромная овальная площадь с трибунами, к ней подходили три лучевых магистрали : на Петербург, Ярославль и Владимир. Дворец замышлялся 6-этажным и был частично заглублен, главные фасады были обращены к набережной Москвы реки и связывались с ней террасами и лестницами.
Следующий этап реконструкции Московского Кремля относится к 80 годам XIX века, когда на его территории строится здание Сената по проекту Казакова.
Сенат в Московском Кремле
Здание занимает треугольный участок, создавая в комплексе с Арсеналом Сенатскую площадь. Купол главного зала создавал новую поперечную ось Кремля, позже закрепленную памятником Минину и Пожарскрму. Купол, диаметром 22,5 м выполнен в кирпичной кладке, опирается на колоннаду ионического ордера.
Здание Московского Сената – важнейший шаг в развитии в России типа общественного здания.
Пожар 1812 года уничтожил большую часть застройки Москвы. Государственная программа восстановления Москвы требовала нового генерального плана. В его основу был положен генеральный план 1775 года
Основные работы возглавил архитектор Бове.
Бове автор крупных градостроительных ансамблей Москвы:
- реконструкция Красной площади;
- ансамбль Александровского сада;
- ансамбль Театральной площади;
- ансамбль Манежной площади;
- триумфальная арка на Тверской заставе.
Создание крупных градостроительных ансамблей – одно из главных достоинств русского классицизма. Создание площадей вокруг Кремля еще больше выделило роль кремля в планировке и облике древней русской столицы.
Монументальная архитектура классицизма
На каждом историческом этапе любой страны архитектура главного города поднимается на высший уровень современного ей социального, культурного и технического развития, никогда не сохраняя художественный облик исторического города-заповедника.
Рим в начале ХII в. — столица папского государства: строятся дворцы Ватикана, собор Петра, площадь Капитолия в ХVII в. создается ансамбль площади св. Петра с ее могучими колоннадами.
Париж ХV в. — столица объединенной Франции. Луврский дворец; создание парадных городских ансамблей, новых крупных площадей; середина XIX в. — перестройка центра Парижа префектом Османом (кстати говоря, исходившим в значительной степени из предложений Комиссии художников, образованной при Конвенте в 1798 г.).
Петр I вообще создал новую столицу России — это решение соответствовало началу новой эпохи в истории государства. Развитие структуры города, появление все новых монументальных архитектурных ансамблей — от лаконичных композиций Д. Трезини, нарядных архитектурных форм
Растрелли к официально строгой монументальной архитектуре классицизма. Город видоизменялся непрерывно: ни один крупный архитектурный ансамбль не остался неприкосновенным (Дворцовая площадь, ансамбль Петропавловской крепости и Биржи и многие другие).
В центре города конца ХV в. — столицы централизованного русского государства — величественные сооружения Кремля: в середине ХVI в. Многобашенная композиция собора Василия Блаженного на Красной площади, сооруженного в ознаменование победы над Казанским ханством; в 1600 г. — надстройка Кремлевской звонницы до высоты более 80 м, получившей название Иван Великий (все большее завоевание архитектурного пространства города); в XVII в. — преобразование форм Кремлевских башен — по существу новая пространственная композиция Кремля.
В городе, ставшей столицей, происходит непрерывный процесс изменений градостроительной среды в соответствии с новыми общественными требованиями.