Одним из крупнейших общественных зданий, построенных Шоу, являются новые корпуса Скотланд-Ярда (уголовной полиции в Лондоне). По компактности и массивности общего объема с угловыми башенками это здание (сооруженное в 1887 г.) вызывает ассоциации с замками Шотландии — той страны, в которой родился Шоу. Вычурные декоративные фронтоны напоминают о нидерландском барокко. Главный вход имеет много общего с композициями порталов итальянских барочных зданий.
Это сосуществование различных стилистических элементов в одном и том же сооружении чрезвычайно характерно для эклектического подхода к архитектуре, который все сильнее распространялся в английском зодчестве.
Однако, несмотря на стилистический разнобой, интересна попытка Шоу отразить в архитектуре фасадов новые функциональные требования. Такая попытка была предпринята им в здании Ново-Зеландской компании в лондонском Сити (1872—1873). Основной композиционный мотив, продиктованный внутренним содержанием этого сооружения, — это остекленные эрке
ры, заполняющие пролеты между массивными кирпичными пилонами. Таким образом достигалась лучшая освещенность внутренних помещений. Новый и логичный архитектурный прием мог бы привести к очень интересным результатам, если бы автор не пошел по пути стилизаторства в трактовке деталей. Шоу ввел в обработку верхнего этажа крутые фронтончики, напоминающие средневековые мотивы завершения зданий, а в обработку главного портала и фасада — мотивы «стиля королевы Анны» (относящегося к самому началу XVIII в.). Эта стилистическая маскировка современного и по существу нового архитектурного замысла сильно снизила эстетическое качество здания.
Творческая деятельность Шоу продолжалась в течение почти 35 лет. Самым значительным здднием, построенным по его проекту уже в начале XX в., был отель Пи- кадилли в Лондоне (1905—1908). Основой композиции фасада отеля служат открытая парадная колоннада верхних этажей и ритм арочных проемов внизу. Торцы здания, резко меняющие характер основной части фасада, были добавлены позднее учеником Шоу арх. Р. Бломфилдом. Барочные мотивы — разорванный фронтон, угловые волюты — плохо вяжутся с ренессансным обликом основной части здания.
Норман Шоу имел многочисленных учеников и последователей. Их работы, большинство которых носит отпечаток увлечения итальянским ренессансом, определяют собой облик многих улиц Лондона и других английских городов конца XIX в. Несмотря на различие индивидуальных манер и стилистических увлечений, все эти работы роднят сильная пластика, повышенная монументальность фасадов, используемые для того, чтобы придать зданию фирм, банков и технических контор респектабельный облик, свидетельствующий об их процветании.
В 90-х годах XIX в. в Англии так же, как и в других европейских странах, начало развиваться новое художественное направление (местный вариант европейского модерна). Это движение было подготовлено работами мастеров так называемой «свободной архитектуры» — Чарлз Войси и др. Оно стало распространяться к началу 90-х годов в области интерьера. Отказ от декоративных элементов исторических стилей, линейный, «текучий» орнамент, широкое использование новых строительных и отделочных материалов определили характерные черты нового течения.
Работы английского графика Обри Бердслея, искавшего новые и выразительные графические приемы, рисунки архитектора- декоратора Мак-Мердо, работавшего над созданием новых типов декоративных обоев и использовавшего в своих композициях стилизованные растительные орнаменты, и многих других художников способствовали расцвету английского декоративного искусства этого периода.
В архитектуре это направление проявилось не только в применении новых декоративных мотивов. Архитекторы перестали скрывать и маскировать новые материалы и конструкции, стали искать для них новые архитектурные формы, соответствующие их физической природе. Металл, железобетон, стекло постепенно начинают играть в архитектурной композиции зданий все более значительную роль. Стремление к свободной и естественной группировке объемов привело к отказу от симметрии.
В области крупных общественных сооружений новые тенденции отразились впервые в здании Уайт-Че- пельской художественной галереи в Лондоне, построенной по проекту арх.
. Новые мотивы здесь появились не только в интерьере, но и в композиции фасада, где прежде всего бросается в глаза отсутствие каких-либо стилистических элементов прошлых эпох. Гладкая плоскость стены, прорезанная большой аркой портала, совершенно по-новому трактованной, ряд небольших оконных проемов, объединенных в горизонтальную полосу при помощи каменных поясков, контраст гладких
поверхностей с грубой фактурой — все это не имеет ничего общего с привычными архитектурными формами, господствовавшими до этого времени. Нарочито асимметрично расположен главный вход, вносящий беспокойную контрастную ноту в довольно строго и регулярно скомпонованный фасад.
Крупнейший представитель нового архитектурного направления в Англии Чарльз Макинтош (1868—1928 гг.). Международная известность его связана с проектом интерьера комнат, привлекшим внимание широкой публики на выставке в Мюнхене в 1898 г. и на выставке Венского Сецессиона в Дармштадте (1900 г.). Но еще до этого у себя на родине Макинтош сделал себе имя своеобразной отделкой интерьеров ряда кафе и ресторанов. Он создавал новые декоративные композиции, пользуясь линейным орнаментом и гармоничным сочетанием блеклых тонов.