Даже в культовых зданиях, где десятилетием раньше безраздельно господствовала неоготика, теперь одновременно стали использоваться элементы различных стилей прошлого — готики, ренессанса, византийской архитектуры, причем здания ярко раскрашивались. 1888 г. — знаменательная дата в жизни Австралии — столетняя годовщина образования австралийской колонии — был отмечен широким размахом строительства ряда мемориальных сооружений, прежде всего в Сиднее. В торжественной обстановке здесь был открыт громадный парк Столетия (окружность его около 6 км). Одновременно был, сооружен зал Столетия —громадная пристройка к зданию ратуши (архитекторы Ч. Сэпсфорд, Г. Макрей). Зал Столетия как и само здание сиднейской ратуши (1868—1875 гг., архитекторы Д. Уилсон, Т. и Е. Брэдбридж) были выполнены в эклектических барочных формах с торжественным портиком и высокой часовой башней сложной конфигурации. Зал Столетия внутри почти сплошь покрыт каменной резьбой, которая является образцом виртуозного камнерезного мастерства и вместе с тем эклектики и стилизаторства. Этот зал стал главным залом ратуши.
В связи с подготовкой к столетнему юбилею и широким размахом строительства был образован специальный Департамент городских работ, а в стенах Сиднейского университета началась подготовка местных архитектурных кадров на специальном отделении, превращенном позднее в самостоятельный институт. В 1879 г. был издан первый официальный строительный указ об улучшении конструкций зданий, а годом позже был издан специальный указ об образовании, который предусматривал поощрение строительства школ (до 1880 г. 26% детей Сиднея школьного возраста были неграмотны).
Известным строителем школ в те годы стал арх. У. Кемп. Здания школ, как частных, так и государственных, были небольшие и отличались скромным внешним обликом. В противоположность им здания колледжей выделялись в застройке городов своими огромными размерами и чертами эклектики и стилизации.
Быстрый и стихийный рост австралийских городов, скопление в них массы рабочего населения уже во 2-й половине XIX в. привели к острой нехватке жилища (многие были вынуждены жить в неблагоустроенных примитивных лачугах на окраинах города). В благоустроенных коттеджах с приусадебными участками жила лишь рабочая аристократия, поддерживаемая австралийской буржуазией.
Видное место в гражданском строительстве занимало строительство особняков для буржуазии, размеры и отделка которых разнообразились в зависимости от достатка и вкуса хозяина.
Особенности климата и конкретных социально-исторических условий повлияли на то, что в Австралии наиболее характерным типом жилища стал индивидуальный дом. Причем на протяжении XIX в. Сложилось с расположенной в центре фасада входной дверью, которая вела прямо в жилую комнату. Обычно на главный фасад была обращена веранда, имеющая общую крышу с домом. В Западной Австралии и Квинсленде такие веранды окружают весь дом, а на далеком Юге иногда совсем отсутствуют.
Второй тип — бунгало, получившее большое распространение во 2-й половине XIX в. В его основе — план английского коттеджа XVIII в. с центральным холлом и двумя-тремя комнатами по обе стороны. В отличие от своего прототипа все помещения бунгало располагались всегда в одном уровне и были окружены верандами.
Третий тип — бунгало с асимметричным фасадом — получил широкое распространение в конце XIX в. В связи с плотностью застройки боковые веранды в таких домах обычно отсутствовали, а передняя, постепенно уменьшаясь, превратилась в простой портик перед входной дверью.
Четвертый тип — дома с Г-образным планом (широкая жилая часть и узкое служебное крыло), появился в 80-х годах в связи с небольшими размерами городских участков.
Пятый тип, в отличие от всех предыдущих типов с двумя комнатами по фасаду, имел по фасаду три комнаты, что обусловливалось шириной участка. Этот прием не получил широкого распространения.
Во внешнем облике жилых домов и в их внутренней отделке господствовало подражание различным стилям прошлого. Во второй половине XIX в. до Австралии дошло увлечение английских архитекторов живописностью готических замков. Становятся характерными щипцовые крыши с большим свесом, высокие кирпичные трубы, подчеркнутая простота каменных стен. Особенно большое распространение получили террасные дома, которыми застраивались целые улицы и кварталы предместий. В конце века появляется обилие чугунных украшений — тоненькие балконные столбы, виртуозного рисунка карнизы, перила, решетки балюстрад.
Однако на рубеже XX столетия новые веяния в архитектуре, связанные со значительными изменениями в социально-экономических условиях жизни Австралии, начали влиять и на ее жилищное строительство: прежние декоративные приемы меньше использовались, стало уделяться больше внимания удобствам, поискам рациональной связи помещений, экономии выразительных средств.
Рубеж века был переломной вехой в жизни австралийских колоний. Переход капитализма в империалистическую стадию создал условия для объединения колоний в целях совместного решения общих вопросов (иммиграции, торговых тарифов, развития промышленности, совместной борьбы с развивающимся рабочим движением), а также для более эффективного отстаивания интересов британского империализма на Тихом океане. Шесть переименованных в штаты самоуправляющихся колоний Австралии и две подопечные территории в 1901 г. образовали Федеральную республику под английской короной с федеральным парламентом.
После долгих споров между штатами, какому городу быть столицей, решено было построить новый город Канберру — столицу со своим особым федеральным округом.
Территория для строительства нового города площадью около 2500 км2 была выбрана в 1911 г. в юго-восточной части Нового Южного Уэльса, в 120 км от моря, между крупнейшими городами Сиднеем и Мельбурном.
План Канберры был создан в результате международного конкурса 1912 г.. Среди трех премированных проектов — архитекторов Элиела Сааринена, М. Агаша и У. Б. Гриффина — предпочтение было отдано последнему.
В основе плана Гриффина (как и плана Сааринена) лежала получившая тогда распространение в Европе идея города- сада с несколькими центрами, вокруг которых формировались радиально-кольцевые магистрали.
Как площади, так и магистрали подразделялись на главные, составляющие основу композиции всего города, и второстепенные, организующие пространство отдельных районов.
Большая роль в городе отводилась водным пространствам — озерам — и свободным озелененным территориям — паркам, скверам, бульварам.
Строительство Канберры — крупнейшее градостроительное мероприятие Австралии— началось уже после первой мировой войны.
XIX и начало XX вв. имеют большое значение в истории развития австралийской архитектуры. Это — время возникновения, формирования и расцвета архитектуры, созданной в Австралии европейцами. Это — период бурного строительства от примитивных поселков до крупных городов, от хибарок каторжников до монументальных зданий, разнообразных по назначению и стилевым качествам.
Хотя Австралия и прошла все стадии подражания европейским стилям XIX в.,
получившим провинциальную местную «окраску», здесь были выработаны собственные архитектурно-композиционные приемы, которые в дальнейшем сыграли свою роль в процессе формирования новой архитектуры XX в. Прежде всего это относится к раннеколониальной архитектуре с ее функционально-конструктивной целесообразностью композиции зданий, хорошо учитывающей особенности австралийского климата и местных строительных материалов. На основе переработки типа английского жилого дома XIX в. в Австралии был выработан свой тип жилого дома, архитектурно-композиционные черты которого получили дальнейшее развитие в новой архитектуре XX в.