Заводы Урала в те годы преимущественно реконструировались, но и там был построен ряд цехов нового типа. Например, мартеновский, литейный, прокатный и проволочный цеха Надеждинского завода (1910—1914). Мартеновский цех представлял собой простое с гладкими стенами и крупными окнами трехпролетное здание с эстакадой, перекрытое металлическими фермами с фонарным освещением; здание было оборудовано мощными электрокранами, покоящимися на металлических решетчатых колоннах.
Текстильные предприятия с конца XIX — начала XX вв. строились, как правило, 4 — 6-этажными. Наряду с железокирпичными перекрытиями применялись и железобетонные. Так, 6-этажное здание прядильной Прохоровской фабрики было построено с железобетонными перекрытиями на двутавровых балках, опирающихся на чугунные колонны. Типичными примерами текстильных предприятий в этот период являются фабрики Иваново-Вознесенска, представлявшие собой 4—5-этажные многопролетные кирпичные здания с чугунными колоннами. В начале XX в. почти все фабрики были надстроены на один — три этажа.
В химических и москательных предприятиях, где технология требовала вертикального размещения агрегатов, здания имели два-три этажа. Для машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности строились, как правило, 1-этажные многопролетные здания с высоким, средним и низким боковыми пролетами. Средний пролет оборудовался электрокранами.
Если во второй половине XIX в. еще нередко применялись широко распространенные в первой половине XIX в. однопролетные 1-этажные с двускатными крышами постройки с небольшой высотой стен, перекрытые висячими деревянными или металлическими фермами, то с конца XIX — начала XX вв. почти повсеместно строились лишь крупные двух-трехпролетные или многопролетные здания, перекрытые металлическими стропилами, с железной кровлей и фонарным освещением. Однако появление новой энергетики и электродвигателей и вместе с последними и тяжелых мостовых электрокранов привело к необходимости передачи нагрузок от них на специальные строительные конструкции. Все это вызвало значительные изменения в размерах зданий и потребовало применения новых строительных материалов и конструкций, которые в свою очередь влияли на строительно-архитектурную систему промышленных зданий. Например, применение монолитного железобетона сопровождалось и появлением рамных конструкций цехов с железобетонными перекрытиями, колоннами и подкрановыми балками. Усовершенствование металлических конструкций с введением решетчатых и сетчатых конструктивных систем перекрытий и опор позволило перекрывать огромные пролеты и создать легкие, редко расставленные, не затесняющие цеха опоры. В начале XX в. появился и ряд новых специальных типов сооружений, как, например, эллинги больших размеров; так, в 1913 г. на Путиловском заводе был построен металлический эллинг длиной 250 ж, шириной 80 ж, высотой до подкрановых путей 40 м.
К новым типам сооружений относились элеваторы, например сооруженный в 90-х годах элеватор в Новороссийске ; зернохранилище, оригинальная шарообразная конструкция которого была осуществлена в Варшаве в 1895 г. ; электростанции (например, центральная трамвайная электростанция в Москве 1897 г.); трамвайные парки, гаражи; трансформаторные подстанции; газовые заводы и др. Все эти сооружения, обычно огромные по размерам, отличались отчетливым рационально организованным объемно-пространственным построением; в них наиболее определенно проявились черты новой рационалистической архитектуры.
Промышленные предприятия сооружались в это время с применением достижений самой передовой строительной техники. Еще в 1893 г. инж. В. Г. Шухов спроектировал и построил здание прокатного цеха чугунолитейного завода в селе Выкса, Нижегородской губ., перекрытое сетчатым сводом двоякой кривизны, опирающимся на трехшарнирную арку. Промышленные предприятия этого времени, отвечая общему процессу концентрации капитала, отличались большими размерами и рациональностью планировки. В начале XX в. в промышленных постройках применялось много нововведений технического и конструктивного порядка.
Но следует отметить, что при проектировании промышленных зданий и сооружений главное внимание в то время уделялось конструктивным и технологическим требованиям; об эстетической стороне заботились мало, в лучшем случае ограничиваясь декором в «кирпичном стиле». В целом фасады и интерьеры промышленных сооружений отличались от других большой простотой.
Строительство промышленных зданий и сооружений являлось своего рода «лабораторией», где проверялись технические качества новых конструкций, которые затем начинали использовать для других типов зданий. Например, новаторские сетчатые конструкции В. Г. Шухова и безбалочные железобетонные перекрытия А. Ф. Ло- лейта, многоярусные железобетонные каркасы впервые были осуществлены в промышленном строительстве. Это отразилось на их эстетической выразительности, на архитектурных формах, соответствующих новым конструкциям.
По объемно-пространственной структуре и принципам архитектурного построения промышленные сооружения рассматриваемого периода можно подразделить на четыре группы: первая включает большие одно- и многопролетные 1-этажные корпуса с верхним фонарным освещением, в которых обычно размещались машиностроительные и металлообрабатывающие производства; вторая — многоэтажные ^корпуса текстильного и ему подобного производства; третья — специальные сооружения, представляющие сочетание разных высот и этажности со сложным взаимоотношением объемов (электростанции, доменные печи, эллинги, газовые заводы и т. д.), и четвертая— разного рода инженерные сооружения преимущественно технического характера (элеваторы, холодильники, зернохранилища, водонапорные башни и т. д.).
Рационалистические черты архитектуры более всего проявились в третьей и четвертой группах сооружений инженерного и утилитарного характера, хотя и в первой и во второй группах среди сооружений с многократно повторенным строем колонн, пролетов, фонарей верхнего освещения, гладких поверхностей стен и крупных с металлическими переплетами окон и четких лапидарных объемов одно- и многоэтажных корпусов можно было встретить примеры нового в их архитектурном облике, характерного не только для промышленных зданий, но и для стилевой направленности всей архитектуры России конца XIX — начала XX вв. Например, в промышленных зданиях и сооружениях с их определенным шагом колонн, широким применением каркасных конструкций, перекрытий большого пролета, фонарного освещения и т. д. впервые были отработаны новые приемы членения и пропорционирования больших поверхностей стен и строгого нормирования оконных проемов, верхнего освещения помещений и т. д. Но эти приемы большинством архитекторов в промышленном строительстве длительное время не были освоены. Однако в целом промышленных сооружений (в которых функциональная и конструктивная стороны имели определяющее значение) стилизаторство коснулось в значительно меньшей степени, чем жилых и общественных зданий, хотя и в них встречались примеры стилизаторства, особенно на уральских заводах, где нередко и в этот период применялись чугунные колонны, капители, аркады и другие классические и даже барочные формы.