В 18 км от Порхова, в селе Хилово, на берегу речки Уза, расположен бальнеологический курорт, славящийся лечебными грязями и источниками, которые были открыты в 1865 г. знаменитым русским композитором и химиком АП. Бородиным. На курорте Хилово местные минеральную воду и иловую грязь используют для лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и нервной системы. Кроме того, местные минеральные воды и сероводородные грязи лечат систему кровообращения, сосуды, улучшают обмен веществ, врачуют гинекологические, урологические, кожные болезни, смягчают последствия травм. Этому курорту 143 года (2008). Посещение, отдых, лечение в Хилово позволяют не только улучшить свое здоровье, но и поразмыслить над судьбой А.П. Бородина, очень та лантливого русского человека, которому творчество приносило радость, но не обеспечивало достойную жизнь.
Александр Порфиръевич Бородин (1833— 1887) вошел в русскую историю как выдающийся композитор и яркий ученый-химик. Написанная им опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым, 1890) является образцом национального героического эпоса в музыке. А.П. Бородин является одним из создателей русской классической симфонии, русского классического струнного квартета. Бородин был мастером вокальной лирики; ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил в музыке освободительные идеи 1860-х гг. Бородин был членом Могучей кучки (творческое содружество русских композиторов во второй половине XIX в.). Кроме музыкального творчества, Бородин был увлечен наукой, создал яркие труды по органической химииу сделал ряд химических открытий.
Таковы основные черты на первый взгляд удачной счастливой судьбы этой творческой личности. Но в реальности все было гораздо сложнее, далеко не всегда приносило ничем не омрачаемую радость и редко давало надежное материальное удовлетворение.
Бородин всю жизнь пытался понять, что для него важнее — музыка или химия, мучился от мысли, чему отдать свои лучшие силы и время. С детства он играл на флейте, фортепьяно, виолончели, с 9 лет начал сочинять музыку, в 16 лет о нем говорили как о даровитом композиторе. Но душа его тянулась к химии, в 17 лет он поступил в Петербурге (где родился) в Медико-химическую академию, со временем защитил докторскую диссертацию, был отправлен на три года в зарубежную командировку. Его друзьями были Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов и некоторые другие будущие светила русской науки. В немецком городе Гейдельберге Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Они поженились в 1862 г. (ему 29 лет), когда вернулись в Петербург, и он стал адъюнкт-профессором в Медико-хирургической академии. Брак был удачным, но не сполна счастливым; у Бородиных своих детей не было, поэтому со временем у них появились воспитанницы. Жизнь их семьи омрачила со временем и болезнь Е.С. Бородиной — неизлечимая астма. Из-за болезни жена не могла долго жить в Петербурге и полгода обычно проводила у своих родителей в Москве или Подмосковье. Бородин без нее тосковал. Но когда тяжело больная жена приезжала в Петербург, то жить ему и творить становилось труднее. С годами Бородина одолевали все в большой мере материальные проблемы, тем более что он был порядочным и щедрым человеком.
Нужно было оплачивать лечение жены, содержать воспитанницу помогать родственникам, нуждающимся студентам, тратить деньги на приобретение различных всегда недостающих в лаборатории препаратов. Бородин преподавал в Аесной академии, ради денег делал переводы с иностранных языков (несколько из них он знал превосходно). И в таких условиях Бородин проводил свои научные исследования, писал музыку и даже осуществлял общественную деятельность. Благодаря хлопотам Бородина были открыты и работали (но недолгое время) Женские врачебные курсы — первое и единственное тогда в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее медицинское образование.
Большое влияние на Бородина и его музыкальное творчество оказал М.А. Балакирев (1837—1910) — крупнейший композитор, признанный глава и вождь творческого содружества русских композиторов (Могучая кучка). Балакирев первым разглядел феноменальную музыкальную одаренность Бородина. Видимо, именно он помог ему осознать, что он — способный ученый-исследователь, а главное — он неординарный, скорее всего — гениальный композитор. Создавая музыку, Бородин чувствовал себя счастливым человеком, музыка давала ему силы для жизни, работы, помощи людям. Музыкальные произведения принесли Бородину восхищение широкой публики и профессионалов. Его 2-я «Богатырская» симфония (1876), открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме, стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, духовные качества русского человека.
С годами здоровье Бородина ухудшалось: сказались чрезмерная нагрузка в академии, перегрузка от подработок, неустроенный быт, тревоги за жизнь жены и будущность воспитанниц. Бородин осознавал, что приближается старость, обострение его собственных болезней, не решаются материальные проблемы. Автор гениальных музыкальных произведений и ряда научных достижений (разработал в 1861—1862 гг. методы получения бромзамещенных и фтор ангидридов органических кислот,, открыл в 1872 г. альдольпую конденсацию) был материально не обеспечен. Бородин писал: «Кормиться надобно; пенсии не хватает на всех и всяу а музыкой хлеба не добудешь… Хотелось бы пожить на свободе, развязавшись совсем с казенною службою!» В конце жизни Бородин сполна осознал,, что музыка, творчество композитора — главное в его жизниу хотя они не принесли ему достойного материального обеспе- чения, отняли много сил, но и дали ни с чем не сравнимую и главную радость от творческой деятельности.* Его произведениями восхищались в России, а также в странах Европы и Америки, они упрочивали славу русской национальной музыки. При всех сложностях жизниу Бородин был счастлив как творческая личностьу как композитору получивший признание в своей стране и за рубежом еще при жизни. Но любимая, хотя и отнимающая силыу время} здоровье, творческая работа давала Бородину радостные ощущениЯу позволяла мечтать, строить планы. Однако в 54 года он неожиданно скончался. Его не завершенную оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию довели до конца его друзья — Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
К юго-западу от Порхова находится мемориал «Кра- суха» с монументом «Скорбящая псковитянка» (скульптор А.П. Усаченко). Этот мемориал создан в скорбном месте, здесь в 1943 г. немецкие фашисты сожгли заживо 283 жителя деревни Красуха.
Недалеко от Порхова (к востоку от него) и в 113 км к востоку от Пскова расположен районный центр и малый по людности город Дно (см. с 64, 79), в нем живут менее 12 тысяч человек. Поселение получило статус города в 1925 г. В период Великой Отечественной войны этот город был оккупирован немецко-фашистскими войсками с июля 1941 г. и почти до конца февраля 1944 г., был сильно разрушен. В послевоенный период город Дно восстановил свое значение как узел железнодорожных линий (на Псков, Бологое, Витебск, Ленинград — теперь снова Санкт-Петербург), его ведущими хозяйственными объектами стали завод строительных стальных конструкций, предприятия железнодорожного транспорта (локомотивное и вагонное депо и др.), льнообрабатывающий завод.