Усадьба Холомки своей историей рассказывает о непростой судьбе принципиальных творческих личностей — дворян в России в царский и советский периоды, об их способности в любых условиях использовать свой опыт и знания во благо России, умении не раскисать, не озлобляться, а работать и тем давать себе и окружающим силы к жизни. Судьба усадьбы свидетельствует и о том, что правда и доброта все- таки торжествуют, но порой слишком долго и с потерями приходится этого ждать. В наши дни Холомки оживают, бывшая усадьба снова служит достойным делам и помыслам; в ней размещается туристическая база.
Усадьба Холомки была основана и первоначально принадлежала князю Андрею Григорьевичу Гагарину (1855— 1920). Род Гагариных — один из самых знаменитых в России, он ведет свое начало от Рюрика, основателя русской государственности, давшей начало 20 самым элитарным родам Руси-России. А.Г. Гагарин в 23 года закончил университетский курс, в 24 года за диссертацию «Удобный способ предварительного вычисления солнечных затмений и подобных явлений с предвычислением полного затмения 1887 года» получил большую серебряную медаль. В 30 лет он женился на княгине Марии Дмитриевне Оболенской (1864—1946). Со временем у них родились 6 детей (5 сыновей и дочь): Андрей (1886—1937), Сергей (1887—1941), Лев (1888—1921), Софья (1892—1979), Григорий (1895—1963), Петр (1904— 1938). Чета Гагариных часто приезжала в гости к родной сестре МД. Гагариной — Елизавете Новосильцевой в ее имение Вельское Устье в Псковской губернии. Гагариным эти места нравились, они купили (после 1908) в нескольких верстах от Бельского Устья участок земли площадью 104 га, построили в своем новом имении, названном Холомки, господский дом (1912—1914) и другие постройки, разбили сад. После 1908 г. семья Гагариных обычно проводила лето в этом своем новом имении.
Обстоятельства жизни А.Г. Гагарина год от года менялись: были успехи и трудности, — но он никогда не терял присутствия духа, вел себя достойно. Он по своей натуре был трудолюбивым человеком, имел неординарные технические способности, тяготел к научной деятельности. В 1891 г. он создал уникальный пресс (его конструкцией пользуются в лабораториях многих технических учебных заведений и сейчас), с государственными поручениями работал в длительных командировках в Туле на оружейном заводе и во Франции, был потом назначен помощником начальника одного из российских орудийных заводов, с 1899 г. (ему 44 года) стал первым директором тогда создаваемого Политехнического института в Лесном Занятия в этом институте начались в 1902 г, он стал одним из лучших в России технических учебных заведений. Организаторскому и научному талантам, а также богатству князя А.Г. Гагарина многие завидовали. Из-за интриг завистников в 1908 г. он был отстранен от директорства, предан суду, по решению которого ему запретили три года поступать на государственную и общественную службу. Кампания против Гагарина была грубым фарсом, подкупленный суд был чистой воды спектаклем, все это понимали. Вот почему общественная депутация преподнесла ему благодарственный адрес с 2 тысячами подписей. Не только действия завистников, но сведение счетов начальников заставили Гагарина отойти от дел института (между собой непримиримо враждовали министр внутренних дел В.К. Плеве и министр финансов С.Ю. Витте, в ведении которого находился Политехнический институт). 9 лет Гагарин неутомимо и плодотворно работал в Политехническом институте, но его оклеветали и отстранили от должности. Но он не раскис, не обозлился, а целиком отдался научной работе, в 1911 г. (ему 56 лет) стал одним из организаторов «Русского общества испытания материалов», завершил диссертацию «Приборы, дающие зависимость между усилиями и деформацией во время удара». В таких обстоятельствах А.Г. Гагарин купил землю и построил свою усадьбу Холомки, спокойно в свое удовольствие пожить в ней его семье так и не удалось. Через 4 месяца после завершения строительства господского дома началась 1-я мировая война, сыновья Гагариных ушли на фронт. А.Г. Гагарин оборудовал в своем имении за свой счет лазарет для раненых на войне нижних чинов, стал председателем волостного попечительства о семьях ушедших на войну мобилизованных крестьян, помогал беднейшим семьям в тяжелое военное время.
После революционных потрясений 1917 г. Гагарины жили в постоянной тревоге. С 1918 г. начались разгром и поджоги соседних имений (в том числе разграбили и сожгли усадьбу их родственников «Вельское Устье»). Но крестьяне хорошо относились к Гагариным, помнили, что они им всегда помогали, поэтому в Холомках смогли жить 54-летняя Мария Дмитриевна и дочь Соня (26 лет), сыновья Петя (14 лет) и Григорий (23 года). Они сами посильно наладили свой быт и жили плодами своего труда. Григорий помогал крестьянам в организации кооператива, но его арестовали, посадили в тюрьму, приговорили к расстрелу, но ему удалось бежать, позже он оказался в США. Старшие сыновья Гагариных ушли в Белую армию, оказались в Крыму и Константинополе. Из 6 детей Гагариных Андрей и Петр остались в России и были расстреляны большевиками за княжеское достоинство, со временем Сергей, Софья и Григорий эмигрировали в США, Лев умер от тифа под Константинополем; распад и гибель семьи Гагариных длилась много лет. Отец семейства ГА Гагарин после 1918 г. стал работать в Москве в научно-экспериментальном институте Комиссариата путей сообщения, где его ценили. Когда он в 63 года, в 1918 г., приехал к жене и детям в Холомки, его арестовали, но были вынуждены отпустить, так как с места работы потребовали его вернуть в Москву. Затем в 1918 г. посадили в тюрьму и держали там несколько месяцев 54-летнюю Марию Дмитриевну. В 1920 г. жить в Москве стало очень плохо, прежде всего из-за голода. А.Г. Гагарину удалось через Председателя Московского исполнительного комитета Л.Б. Каменева (Розен- фельд), который хорошо знал о его научной деятельности), получить за подписью самого В.И. Ленина (Ульянов) разрешение на жительство с семьей и работе в их бывшем имении Холомки. В разрешении имелось предписание — инженера АГ. Гагарина не беспокоить, в заложники не брать, вещей его не реквизировать, давать керосину для научных занятий.