В 6 км к северу от Гдова, на берегу Чудского озера, находится село Кярово, где было когда-то ухоженное родовое имение героя русско-шведской войны 1808—1809 гг. и Отечественной войны 1812 г. П.П. Коновницына. От бывшего имения почти ничего не осталось. Но в церкви Покрова Божией Матери, которая была домашней церковью, построенной на средства семьи Коновницыных, покоится прах героя и его жены — П.П. и А.И. Коновницыных. Посещение этих мест заставляет вспоминать, как жили в прошлом достойные русские люди, как они вели себя, оказавшись в непростых житейских ситуациях. В г. Гдове в музее истории есть экспозиция, рассказывающая о семье дворян Коновницыных.
Граф Петр Петрович Коновницын (1764— 1822) родился в Петербурге, был сыном генерал-поручика и тогда петербургского губернатора. Он получил прекрасное домашнее воспитание и начальное образование, затем учился в Артиллерийском и Инженерном корпусах, служил в привилегированном Семеновском полку, участвовал в войне со Швецией, в 27 лет был у Г.А. Потемкина в Южной армии. Там с ним познакомился и высоко ощ- нил его человеческие и профессиональные качества М.И. Кутузов, который всю свою жизнь сохранил доброе отношение к 17.17. Коновницыну. Потом Коновницын был командиром Старооскольского мушкетерского полка, участвовал в польской кампании, был награжден орденом Георгия 4-й степени. В 33 года он стал генерал-майором и шефом Гренадерского Киевского полка. Коновницын был скромным и душевным человеком, честным, требовательным и гуманным начальником. Строго карал подчиненных за недостойные поступки: пьянство, взяточничество, воровство, рукоприкладство по отношению к нижним чинам и т.п., презирал льстецов и подхалимов. Не всех устраивал такой шеф; нечистые на руку подчиненные да и кое-кто из местного начальства мечтали от него избавиться, клеветали на него. Коновницын не стал сводить с ними счеты, оставил службу и уехал в свое имение Кярово. В сельской глуши он занимался пополнением своего образования, в том числе расширял свои знания и в военных науках. Хотя он считал свою военную карьеру законченной, допускал, что в случае военной угрозы России он еще может оказаться полезным, поэтому считал нужным быть в курсе совершенствующихся военных наук. 8 лет (33—41 год) он занимался расширением своих знаний и хозяйственными делами в своем имении Кярово. Не сетовал на судьбу за то, что его профессиональный опыт сполна не востребован, считал, что на все воля Божия. В 42 года по просьбе петербургского дворянства он принял на себя командование земской милицией, за ее успешное формирование получил орден Святой Анны 1-й степени, заслужил расположение государя и вновь был принят на военную службу. За финляндскую кампанию он был награжден орденом Георгия 3-й степени и назначен командиром 3-й пехотной дивизии. В русской истории П.П. Коновницын остался прежде всего как один из основных героев Отечественной войны 1812 г. Он удерживал французов под Витебском, под Смоленском был ранен в руку, в августе был назначен начальником арьергарда отступавших русских войск, под Бородином (контуженный ядром в поясницу) после П.14. Багратиона временно командовал 2-й армией, затем был назначен начальником 3-го пехотного корпуса, в сентябре стал ближайшим помощником фельдмаршала М.И. Кутузова, беспредельным доверием которого всегда пользовался. Коновницын был отважным и прямым человеком, на военном совете в Филях он возражал против отступления русских и сдачи Москвы французам. Но будучи дисциплинированным военным человеком, он точно выполнял полученные приказы. Именно Коновницыну Кутузов поручил выбить французов из Малоярославца (сказал ему: «Петр Петрович, ты знаешь, как я берегу тебя, но теперь прошу тебя очистить город»), что он блестяще выполнил. Участвовал Коновницын и в боях в Вильне, был награжден Георгием 2-й степени; под Аюценом командовал Гренадерским корпусом и был тяжело ранен в ногу. В 1815 г. (ему 51 год) был назначен военным министром, затем стал (в 55 лет) Главным директором военно-учебных заведений, директором Царскосельского лицея и членом Государственного совета, был возведен в графское достоинство.
У П.П. Коновницына была хорошая семья: добрая, милая жена, 4 сына и дочь. Он умер в возрасте 58 лет и был похоронен в своем имении Кярово.
Детям героя Северной и Отечественной войн П.П. Коновницына прочили блестящую карьеру. Но они остро ощущали несовершенство российской действительности, видели страшные беды простого народа, страдали из-за неустроенности жизни большинства их соотечественников и не хотели с этим мириться. Его сыновья Петр и Иван, а также муж дочери Елизаветы — полковник М.М. Нарышкин имели прямое отношение к восстанию декабристов в Петербурге на Сенатской площади в 1825 г. Петра разжаловали в солдаты, отправили на Кавказ, на войне с Турцией он отличился и.был награжден орденом Анны 4-й степени, в 28 лет умер от холеры. Ивана также сослали служить на Кавказ, в 1836 г. он вышел в отставку, поселился в селе Поляны. В 1854 г. гдовские дворяне избрали И.П. Коновницына предводителем дворянства, в 1867 г. он умер. Елизавета последовала за мужем-декабристом в ссылку — в Читу, в 1832 г. им разрешили жить в г. Кургане. М.М. Нарышкин умер в 1863 г.у тогда Елизавета Петровна Нарышкина вернулась в родовое имение Коновницыных в Кярово. Дрти П.П. Ко- новницына были состоятельными людьми, но они не могли быть счастливыми и богатыми обывателями видя, сколько горя и несправедливости вокруг. Это привело их в ряды декабристов-массонову в прингщпиальной сути идеологии которых они сполна не разобрались, /угкабристам не удалось изменить порядок в странеу восстание 1825 г. принесло очень много горя им самим, их семьям, родственникам и друзьям. Масонские помыслы добром кончиться не могли.
В северо-восточной части Псковской области находится селение Любецк, где была усадьба великого русского композитора НА Римского-Корсакова (1844—1908), дирижера, главы композиторской школы, музыкального и общественного деятеля. В Любецке он особенно часто бывал в последние годы жизни, здесь он и скончался в возрасте 64 лет. Римский-Корсаков написал 15 опер, в Любецке появились на свет его оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане», а также ряд романсов и песен. Другие его наиболее известные оперы «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Золотой петушок» (1907). Для Римского-Корсакова характерен живописно-изобразительный характер музыки. Особой чистоты лирика присуща его произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Он был автором 15 опер, других сочинений для оркестра, романсов, осуществлял обработку народных песен, завершил ряд произведений ушедших из жизни его друзей — МП. Мусорского (см. с 316), АП. Бородина (см с 185), А.С. Даргомыжского. Он был профессором Петербургской консерватории (с 1871), дирижером бесплатной музыкальной школы, руководителем Беляевско- го кружка, неоспоримым главой композиторской школы. Несмотря на жизненные трудности и прогрессирующую тяжелую болезнь, Римский-Корсаков своим творчеством прославлял красоту жизни, старался донести до слушателей чарующий мир русской звуковой культуры, национальной по духу и звучанию музыки. В Любецке, в сельской глубинке и тишине, он написал или завершил многие свои лучшие произведения, звуковой ряд которых ему подсказывали неброская, но неповторимая красота природы Псковщины и ее неординарная история. Римский-Корсаков гостил в имении Вечаша, поблизости от станции Плюсса.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) родился недалеко от Петербурга, в Тихвине, в старинной дворянской семье, его предки занимали видные посты в Русской армииу флоте, администрации. С 6 лет он стал заниматься музыкой с преподавательницами. В 12 лет отец определил его в морской корпус в Петербурге. Наряду с занятиями он брал уроки фортепиано, с 14 лет его учителем музыки стал известный пианист Ф.А. Канилле. К 16 годам юноша совсем потерял интерес к морскому делу, поскольку был сильно увлечен музыкой. Когда Н.А. Римскому-Корсакову было 18 лет, умер его отец. Тяжелое потрясение, невозможность восполнить утрату пагубно сказались на его здоровье, поэтому по настоянию врачей и близких он отправился в кругосветное плавание. К э- тому времени он уже год был знаком с композитором М.А. Балакиревым (1837—1910), был членом балакиревского кружка, где его воспринимали как равного среди творческих людей. Римский-Корсаков стал активным членом содружества русских композиторов, названного Могучей кучкой. Он плодовито работал, особенно лшого консультировался с Балакиревым. В 1865 г. (ему 21 год) была исполнена его Первая симфония. В 23 года он написал для оркестра музыкальную картину «Садко», которая принесла ему заслуженную славу. В 27 лет он женился на Надежде Николаевне Пур- гольд, свадебное путешествие они провели в Швейцарии и Северной Италии. В 29 лет состоялась премьера его оперы «Псковитянка», которая имела невероятно большой успех. С 27 лет Ргшский-Корсаков начал преподавать в консерватории, сам постоянно совершенствовал и расширял свои музыкальные познания. Его новые музыкальные произведения неизменно имели успех, что усиливало его желание творить. Большим ударом для него стала смерть его друзей — 42-летнего М.П. Мусорского (1839—1881) и 54-летнего А.П. Бородина (1833—1887). Музыкальное творчество помогло ему перенести эти удары судьбы. Память о них, тревога за судьбу их музыкальных творений дали ему силы завершить незаконченные произведения умерших друзей. Многие годы напряженной, но и увлекательнейшей творческой работы, а также плодотворная педагогическая деятельность ухудишли здоровье Римского-Корсакова. Он страдал и от ухудшения политико-экономической обстановки в России, в Петербурге Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. потрясло его. Он поддержал политическое недовольство студентов консерватории и был уволен, после чего в знак протеста из консерватории ушли и некоторые другие ведущие профессора. Римский-Корсаков решил создать оперу, обличающую царизм, но сделать это было сложно — за ним и его произведениями следили, контролировали. Но в 63 года (1907) он завершил оперу «Золотой петушок», в которой реализовал свой замысел, используя сказку А.С. Пушкина. Московский генерал-губернатор не позволил поставить эту оперу в Большом театре. Оперу впервые исполнили в 1908 г., но уже тогда, когда композитор умер, ему было 64 года.