Первое время после октябрьского переворота Марфо-Ма- риинскую обитель не трогали. Но в апреле 1918 г. Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы. С ней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Узнав о случившемся, только один патриарх Тихон настоятельно пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини, но старания его оказались напрасными. Елизавету Федоровну направили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска. Сестер, сопровождавших настоятельницу, привезли в областной совет и предложили отпустить на свободу. Обе просили вернуть их к великой княгине, тогда их стали пугать пытками. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Ночью 5 (18) июля 1918 г. великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими узниками бросили в шахту старого рудника под Алапаевском. Затем чекисты стали бросать в шахту балки, а затем — ручные гранаты. Она умерла от ушибов, голода, жажды. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее келейницы Варвары Яковлевой в 1921 г. были перевезены в Русскую духовную миссию в Пекине, а затем через Египет были доставлены в Иерусалим. Они были положены в усыпальнице храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 г. причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и сестру-инокиню Варвару Яковлеву. Русская Православная Зарубежная Церковь это сделала раньше — в 1981 г.
С арестом настоятельницы Марфо-Мариинской обители она перестала функционировать. В 1992 глетом, Мар- фо-Мариинская обитель и храм Покрова Богоматери (Покровский собор) были возвращены Русской Православной Церкви; возродилось и Марфо-Мариинское общество.
К северо-востоку от Крыпецкого и Спасо-Елеазаровского монастыря и в 25 км к югу от Гдова, в деревне Спицино, находится туристическая база «Чудское подворье», включающее 20 современных коттеджей (каждый рассчитан на 4 человека, есть кухня, место для принятия пищи), кафе, столовую, причал для виндсерфинга, баню, спортивно-физ культурные площадки; отдыхающим предлагают также велосипедные и конные прогулки. Особенно интересна прогулка до исторического места, где в 1242 г. произошло Ледовое побоище — битва русских воинов с немецкими рыцарями на Чудском озере.
Ледовое побошце на Чудском озере в 1242 г., а еще раньше Невская битва со шведами на р. Неве в 1240 г. ярко доказали выдающийся полководческий талант князя Александра Невского — лучшего военного стратега и тактика своего времени, хорошо знавшего и постоянно изучавшего приемы ведения военных действий его противников. Выбранная Александром Невским в Ледовом побоище тактика боя была гениальной. Мудрый полководец заставил упакованных в броню рыцарей (и коней) сражаться в апреле на тонком льду Чудского озера Тяжелым рыцарским всадникам было трудно передвигаться по скользкому тонкому льду, который часто и не выдерживал их. Александр Невский искусно организовал бой против немцев, построивших свои войска тупым клином — «свиньей». У немцев впереди и по бокам стояли одетые в металлические панцири конные рыцари, а внутри — пехота Клин врезался в войско противника, вносил смятение. Александр поставил в центре своего войска слабовооруженных ополченцев, сзади поместил обоз, основные силы расположил на флангах, а конную дружину спрятал в засаде. Русские сражались с небывалой храбростью, но клин тяжеловооруженных рыцарей проникал все глубже в ряды русских, новгородские ополченцы стали отступать. Когда немцы подумали, что они уже близки к победе, на них обрушились главные силы русского войска. Легкая русская конная дружина выскочила из засады и ударила в тыл противника, который оказался в кольце русских воинов. Русские бились с огромным ожесточением, лед был залит кровью, при этом он часто не выдерживал одетых в броню немцев. Под тяжелыми немецкими всадниками лед проваливался, многие рыцари шли ко дну. Бой закончился полным разгромом немецких рыцарей. Целым рядом побед над врагами в 1242 и 1245 гг. князь Александр Невский заставил уважать русское государство. После 6-летней победоносной защиты им Северной Руси немцы по мирному договору отказались от всех их завоеваний в этом крае. Князь Александр Невский считал, что с недругами России нужно решительно и оперативно бороться, показывая духовно-нравственное и военное превосходство. Князь Александр Невский стал национальным героем русского народа, Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, в XX в. был учрежден боевой воинский орден Александра Невского, во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. было большое стремление называть именем князя Александра Невского боевые отряды, полки и дивизии, партизанские отряды.
Александр Ярославин Невский (1220—1263) вошел в русскую историю как яркий борщ за сохранение и усиление Православия на Руси, в котором он видел основу и залог ее жизнеспособности, свободолюбия, сохранения политической самостоятельности. Он был выдающимся полководцем: побеждая везде, он никем не был побежден. Был мудрым и ловким дипломатом (во имя интересов своего народа научился находить общий язык с ордынскими ханами, путем системы компромиссов с ними спас Русь от нравственно-духовного и политического порабогцения, потери государственной самостоятельности). Был талантливьим государственным деятелем, искусным и дальновидным правителем, понял необходимость подвига смирения в отношениях с Ордой в его время (разумная покорность ордынцам давала определенные выгоды русским князьям и их подданным), был чрезвычайно смелым и очень красивым мужчиной.
Александр, сын Ярослава Всеволодовича II, был князем новгородским в 1236—1251 гг., затем князем владимирским с 1252 г. Он своими блистательными победами над шведами (Невская битва, 1240) и немщкими рьщарялш (Ледовое побоище, 1242) обезопасил западные границы Руси, спас ее от чужеземного владычества и католицизлш. Побеждая западных врагов — немцев, шведов, литовцев, князь Александр
Невский совершенно иначе вел себя по отношению к ордынцам, потому что понимал, что пока не пришло еще время и пока не хватает сил освободиться от ордынского ига. Он выбрал тактику вынужденного смирения и внешней покорности, поэтому ездил в Орду (четыре раза) с богатыми дарами, выказывал повиновение воле хана и убеждал других князей пока повиноваться ему во имя высших интересов Руси. Своей умелой политикой он ослабил тяготы ордынского ига. Он добровольно склонился под временное старшинство ордынцев, заботился о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог все силы бросить на отражение католической агрессии, чтобы избежать вхождения Руси в западный католический мир. Александр Невский отказался от помощи Папы Римского в борьбе с ордынцами в обмен на подчинение папской католической власти.
Князь Александр Невский понимал, что ордынское то было колоссальной бедой, их хана русичи были вынуждены почитать царем и платить ему «выход» — дань. Но ханы не вмешивались во внутренние дела Русского государства, не мешали ему увеличивать его территориальные владения (значит, и его экономическую и политическую силу), не вмешивались в религиозную жизнь русичей, давали определенные привилегии православным священнослужителям, неизбежно и независимо от субъективных желаний ордынцев и их правителей притормаживался прогресс вторжения на Русь западных рыцарских войск. Западные враги Руси ставили своей целью замену православия католицизмом (т.е. господство принципиально иной духовно-нравственной основы, насаждение другой социальной психологии), а также ликвидацию Русского государства как самостоятельного образования, его включение в состав иностранных владений, установление в нем правления администратора, поставленного ими. Все это заставляло Александра Невского сохранять терпимые отношения с ордынскими правителями, которые — надо отметить особо — уважали его смелость, мудрость, яркий полководческий талант, умение найти решения в казалось бы безвыходных ситуациях. Аозунгом его жизни стали слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Суровый в бою и изворотливый в политике князь Александр Невский по своей натуре был добрым, незлобливым, благородным человеком, хорошим семьянином. Женившись в 19 лет на дочери Брячислава Полоцкого — Александре, он жил с ней в любви и взаимопонимании. У них родились 5 детей (дочь и 4 сына, в том числе Даниил — будущий основатель династии московских князей), которых он трепетно любил. В 1241 г. он простил поссорившихся с ним новгородцев, в том числе своевольных новгородских бояр, вернулся к ним княжить и защищать Новгород от немецких рьщарей. Ъзяв штурмом заложенную в 30 км от Новгорода крепость Копорье, он разрушил ее до основания, пленных рьщарей привез в Новгород, а затем отпустил их на волю, велев передать руководителям рыцарского ордена вещие слова, приведенные выше.
Умер он в возрасте 43 лет, возвращаясь из четвертой поездки в Орду. Приняв схиму под именем Алексия, он скончался в г. Городец-на-Волге. В 1380 г. во Владимире были открыты его мощи; их в 1724 г. по повелению императора Петра I перенесли в Санкт-Петербург в Александро-Не- вскую лавру. Князь Александр Невский был причислен к лику русских святых в 1547 г.
В наши дни о Ледовом побоище (1242) напоминают и следы Кобылья (Кобыльего) городища, появившегося в 1462 г., а также храм во имя Михаила Архангела в прибрежном селении Самолва. Михаила Архангела на Руси, в России почитают как небесного покровителя русских воинства и князей. Михаил Архангел по христианским правилам почитается как проводник усопших в царство мертвых. Недалеко от Кобылья городища над водной гладью Чудского озера ещё не так давно поднимался маленький остров, на котором произошло Ледовое побоище. В настоящее время остров ушел под воду.
На месте Ледового побоища, с 60-х гг. XX в. собирались поставить памятник, который возвели только в 1993 г. недалеко от места битвы, на горе Соколиха. Памятник (скульптор И.И. Козлов, арх. П.С. Бутенко) представляет собой огромную скульптурную композицию из бронзы и гранита (вес 163 т, высота 30 м); он олицетворяет неделимость и силу Русской земли. Святой князь Александр Невский восседает на коне-богатыре в окружении русской дружины — единой и нерушимой стены, памятник установлен на возвышении, его окружает обширная парковая зона.
В 125 км к северу от Пскова находится город Гдов, расположенный на р. Гдовка, в 2 км от ее впадения в Чудское озеро. В этом малом городе (численность жителей — около 5 тыс. человек), районном центре, есть станция железной дороги и небольшой аэропорт. Гдов возник как форпост Пскова. Недалеко от Гдова в 1242 г. на льду Чудского озера произошло сражение между русской ратью под предводительством князя Александра Ярославича Невского и рыцарями Ливонского ордена (см. с. 162).
Гдов возник в начале XIV в., возраст этого населенного пункта — более 7 веков, в 1431 г. здесь была возведена из валунов крепость на холме (до наших дней она не сохранилась). На город неоднократно нападали недруги. В 1480 г. ливонские рыцари осадили крепость, взять ее не смогли, но сожгли посад. Гдов подвергался также нападениям и захватам польских и шведских войск.
В Гдове летом 1611 г. Лжедмитрий III (см. с. 40) в мечтах завладеть всей Русской землей, обуреваемый неограниченной жадностью, дал «урок» послу шведского короля. К этому времени Лжедмитрия III как чудом спасшегося «царя Дмитрия Ивановича» приняли в Ивангороде. Он надеялся захватить Псков силами своего наспех из сброда собранного войска, но слухи о приближении шведского войска заставили его летом 1611г. отступить к Гдову, где шведы все-таки настигли его. От имени шведского короля генерал Горн в послании к Лжедмитрию III в Гдов уведомил его, что не считает его законным русским царем, но поскольку в России его «признают уже многие», то король дает ему удел во владение в замен его отказа от притязаний на русский престол и земли в пользу шведского принца. Лжедмитрий III, мечтавший не об уделе, а о всей Русской земле, с негодованием и презрением отверг предложение шведов. В бою со шведами он был ранен, его войско прорвало шведское окружение, и они смогли добраться до Ивангорода, где Лжедмитрий III ждал гонца от псковичей с вестью об их готовности принять его в Пскове (см. с 40).
В 1617 г. Гдов по Столбовскому миру был возвращен России. Долгое время основным занятием его жителей было огородничество и рыболовство. В годы Великой Отечественной войны Гдов был оккупирован с июля 1941 по начало февраля 1944 г. немецко-фашистскими войсками. В 1944 г. оккупанты взорвали в древней Гдовской крепости ансамбль из трёх церквей (одну из них недавно восстановили — это Дмитровский собор — точная копия оригинала 1540). В послевоенный период в восстановленном Гдове основными предприятиями стали рыбозавод, а также овощеконсервный и молочный заводы. В Гдове работает интересный Музей истории Гдовского края, рассказывающий о событиях в нем и его жителях. В городе, в основном в его центре, сохранился ряд архитектурных памятников. Это Торговые ряды, старинные купеческие особняки, каменные дома XIX — начала XX в., а также каменный крест XII—XIII в. на берегу р. Гдов- ки. Верующие люди почитают Илариона Гдовского, Пско- во-Езерского чудотворца (умер в 1476), который основал (1470) Покровский Княже-Озёрский монастырь, был его игуменом, канонизирован. Мощи святого Илариона Годовс- кого пребывают в храме Покрова Пресвятой Богородицы.