Бытовая деятельность в жилой среде также специфична для нашего образа жизни, в особенности в связи с влиянием НТР, породившей тенденцию к уменьшению нашего жилища. Бытовая жизнедеятельность в различных своих аспектах рассматривалась многими специалистами, в основном, связывалась с семьей, с планировочным решением жилой ячейки жилого дома. Для такой деятельности требуется соответствующая ее специфике среда, но, на наш взгляд, не только в квартире и жилом доме, а, вероятно, в жилом комплексе или во дворе микрорайона.
Такая жизнедеятельность является одной из самых массовых, охватывающая десятки миллионов детей, подростков, людей зрелого возраста, она еще более перспективна на будущее, так как является реальностью генеральной тенденции нашего образа жизни — тенденцией к всестороннему развитию личности, она ждет архитектурного пространственного решения, но в чем его специфика — архитектурная наука достаточно полного ответа пака еще не дает.
Более подробно следует остановиться на бытовой деятельности в жилой среде, ввиду не выявленной в полной мере специфики этой жизнедеятельности и, вследствие этого максимальной неопределенности путей ее пространственной организации.
Интересующая нас бытовая деятельность в жилище как бы «выбрала» из всех других видов жизнедеятельности, присущих жилищу, наиболее массовые и шумные, технические процессы, плохо совместимые с индивидуальным и семейным отдыхом в квартире. Многообразные по процессам, некоторые подвиды бытовой деятельности плохо сочетаются не только с пространством квартиры, но и с жесткой конструктивно-планировочной структурой жилого дома.
Механизация процессов ведения домашнего хозяйства — явление прогрессивное, требующее соответствующего обслуживания этой техники, а значит и оборудованных приемных пунктов и мастерских по ремонту бытовой техники, мотоциклов и автомобилей, помещения и постройки которых оказываются включенными в жилую среду.
Воспитательные процессы в жилище связаны не только с семьей, но и с коллективами сверстников, их интересами (как творческими, так и трудовыми). Сложно перечислить все возможные подвиды этой бытовой деятельности — их много, они связаны с жизнедеятельностью людей в жилой среде, меняются в своем развитии.
В перспективе возможно появление новых «шумных» процессов, размещение которых в подвалах жилых домов допустимо, но требует дополнительных мер по усилению звукоизоляции. К тому же в новых жилых районах, как известно, возводятся дома без подвалов.
Проектировщики всегда стояли перед проблемой размещения подобных видов жизнедеятельности в пространстве жилой среды. Проектирование домов-комплексов и комбинатов обслуживания далеко не всегда оправдано. Дорогостоящие и громоздкие по набору функций дома-комплексы и бытовые комбинаты не обеспечивают гибкости и комплексности обслуживания. Приспособление первых этажей жилых домов также связано с большими затратами (временных и финансовых) при обязательном учете дополнительных требований по звукоизоляции, пожарной безопасности и пр.
Сложнее дело обстоит в районах сложившейся городской застройки. Теснота в жилых кварталах вынуждает при строительстве каждого нового объекта сносить ряд старых, что нарушает облик этой части города, утрачивается ее историческое «лицо». В такой ситуации оправдано не только использование первых и подвальных этажей, но и непригодных для жилья, а пригодных для других функций строений двух- и трехэтажной застройки.
В настоящее время типична интенсивная застройка свободных территорий новыми жилыми домами и целыми их районами. Новые микрорайоны застраиваются типовыми жилыми домами, мало учитывающими потребности населения в функционально-пространственном воплощении всех форм их жизнедеятельности, появляются «спальные» микрорайоны с огромными пустырями между домами.
Бесспорно, могут быть воздвигнуты дома-комплексы с широким функциональным набором помещений, удовлетворяющих потребностям многих видов жизнедеятельности, а также блоки обслуживания, как пристроенные, так и отдельно стоящие, допустимо и использование первых этажей жилых домов. Однако практика показывает, что ориентироваться на что-либо одно неосновательно; к сожалению, недостаточными оказываются и все эти приемы, вместе взятые.
На наш взгляд, имеется еще один, более эффективный метод решения проблемы — архитектурно-бионический метод формирования элементов жилой среды. Будучи порожденным научно-технической революцией, бионический метод является весьма специфическим ее детищем, учитывающим требования сохранения экологической среды, а, главное, предполагающим. Выход на решение гуманных проблем, в том числе проблем социалистического образа жизни и создания соответствующей ему жилой среды.
Архитектурно-бионический метод не противостоит другим методам решения функциональных и композиционных вопросов архитектуры, он дополняет и обогащает их, дает архитектуре новое средство для создания благоприятной материальной, социальной и эстетической среды для человека. Легкость, сборность, экономичность и многообразие бионических конструкций, возможность без ущерба для всей системы «наращивать» новые по функциям элементы ставят бионические структуры на очень видное место.
Родственность ряда законов развития архитектуры и живой природы позволяет использовать законы живой природы и многообразие форм живой природы в архитектуре, в частности, использовать новые виды конструкций.
В жилых районах сейчас особо остро ощущается дефицит в своеобразных, гибких, не прямолинейных формах контрастных типизированной, ячеистой застройке, в которой почти безраздельно доминирует прямой угол. Многообразные функции и потребности социалистического образа жизни удачно могут «стыковаться» с архитектурно-бионическими формами (оболочки и системы винтового вращения турбосомы или траекториальные структуры). А если вспомнить о столь важном для нас критерии экономичности, постепенное наращивание или трансформация этих форм приобретает особое практическое значение.