1814 год. Столица России торжественно встречала героические русские войска, освободившие Европу от тирании Бонапарта.
Тема победы и патриотизма вдохновляла многих архитекторов, создавших неповторимый архитектурный облик северного града. В своих творениях они отражали триумф и победу русского народа.
В центре Дворцовой площади, на оси, проходящей через арку Главного штаба и центральные ворота Зимнего дворца, возвышается Александровская триумфальная колонна, воздвигнутая в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Общая высота этого уникального монумента 47,5 метра. Это самый высокий в мире монолит. Он выше Вандомской колонны в Париже и колонны Траяна в Риме. Авторы «Александрийского столпа», как назвал его А. С. Пушкин, — архитектор Огюст Монферран, скульптор Б. И. Орловский, авторы барельефов, украшающих грани пьедестала колонны, — скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе. Рисунки для барельефов выполнил художник Д. Скотти.
Огюст Монферран приступил к работе над проектом в 1829 году, в самый напряженный момент строительства Исаакиевского собора. Перед Монферраном стояла трудная задача — колонна должна была находиться в окружении замечательных памятников архитектуры.
Надо было найти пропорции и создать такое сооружение, чтобы оно вписалось в уже существующий архитектурный ансамбль площади, и придать такой облик колонне, чтобы она ничем не была похожа на знаменитые колонны Парижа и Рима. Ровно год продолжались работы над проектом. Было сделано несколько вариантов.
И то, что сегодня встает перед нашим взором, — это плод творческих поисков и научных исследований классических произведений древности, это рождение нового архитектурного шедевра, это триумф автора — архитектора и градостроителя Монферрана.
Огюст Монферран с честью справился с художественными, архитектурными и градостроительными задачами. Расчеты, проведенные по методу математика Ламе, помогли Монферрану найти наилучшие пропорции и создать художественный образ, который гармонично вписался в ансамбль Дворцовой площади и стал ее доминантой. Впоследствии Ламе напишет: «Вид возвышающейся колонны, элегантно и прочно построенной, вызывает истинное удовольствие, смешанное с удивлением».
Перед поднятием колонны, в центре пьедестала, в специальное углубление была замурована шкатулка, в которой находились монеты и медали с изображением Александра I и позолоченная бронзовая пластинка с информацией о строительстве колонны.
Александровская триумфальная колонна представляет собой полированный, массивный гранитный монолит дорического ордера. Высота колонны 25,58 метра, что намного выше, чем колонны Исаакиевского собора (17 метров). Колонну венчает скульптура ангела с крестом, выполненная известным ваятелем Б. И. Орловским.
Ангел попирает ногами змею, символизирующую поверженных врагов России. Согласно легенде, придать лицу ангела портретное сходство с Александром I ваятелю рекомендовал Николай I. Он же велел придать змее сходство с лицом Наполеона. Колонна имеет бронзовую базу, капитель, пьедестал с барельефами на гранях, которые раскрывают идейное содержание памятника.
На северной стороне пьедестала, обращенной к Зимнему дворцу, на правой стороне барельефа — фигура старика-водолея, олицетворяющего реку Неман; на левой стороне — женщина, облокотившаяся на урну, аллегория реки Вислы. На западной стороне пьедестала, обращенной к Адмиралтейству, барельефы Правосудия и Мира. Остальные два барельефа — Мудрость и Изобилие и изображения гениев Победы и Мира.
В 1844 году у памятника были установлены четыре фонаря. В 1876 году их заменили другими, выполненными по эскизам архитектора К. К. Рахау.
Огромный гранитный монолит для колонны был вырублен в Пютерлакком карьере, недалеко от Выборга. 19 июня 1832 года монолит для колонны весом 704 тонны был погружен на специально построенное судно и 1 июля доставлен в Петербург.
12 июля его выгрузили на берег. 30 августа 1832 года при стечении огромного количества народа, а зрителей было более десяти тысяч (присутствовали Николай I со своей семьей, дипломатический корпус, архитекторы, скульпторы и художники из Италии и Германии, специальные места были отведены для преподавателей Академии наук и Академии художеств), начался подъем колонны.
Инженером А. А. Бетанкуром была разработана система лесов и лебедок, и при участии двух тысяч солдат, матросов и четырехсот рабочих колонну закатили на особый помост, а затем начали медленно поднимать. Менее чем за два часа под восторженные возгласы зрителей, собравшихся на площади, колонну установили на пьедестал.
Так с 1832 года колонна и стоит, ничем не закрепленная, удерживаясь только собственным весом в 600 тонн.
Расчет Монферрана и Бетанкура был проверен во время войны 1941- 194.5 годов. На Дворцовой площади рвались бомбы и снаряды. Но даже такие сотрясения не смогли сдвинуть монолит.
Два года продолжались отделочные работы монумента. 30 августа 1834 года в торжественной обстановке монумент был открыт. По этому случаю, на Дворцовой площади состоялся военный парад, мимо колонны проходили гвардейские полки. В честь этого события была выбита мемориальная медаль. За возведение Александровской колонны Монферран был награжден орденом Владимира III степени и 100 тысячами рублей серебром.
(Рассказывают, что известная в Петербурге княгиня Загряжская, жившая на Фонтанке, строго-настрого запретила своему кучеру ездить через Дворцовую площадь и предпочитала делать крюк — она боялась, что на нее упадет колонна.)
Спустя несколько десятков лет, в начале XX века, уже не боялись проезжать мимо колонны, наоборот, решили ее снести…
В первые годы Советской власти, борясь со всем, что было связано с прошлым, те, кто пел: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», решили, что Александровская колонна мешает проведению парадов и демонстраций и ее надо убрать.
Все было готово для сноса колонны — техника и рабочая сила. Но нашлись смелые люди, патриоты, которым была небезразлична история, и они встали на защиту памятника. Они доказали расчетами, что во время падения колонны сила удара о землю будет настолько мощной, что все вблизи стоящие здания будут разрушены. Безумная и бездумная акция была остановлена. Творение Монферрана оказалось спасенным.