Во второй половине XVIII века в Германии возникает и развивается идеология Просвещения. Она ориентировалась на образцы античной культуры и искусства. Правомерность этих взглядов обосновывалась в трудах И. И. Винкельмана.
В это время в архитектуре начинают появляться первые признаки классицизма. Хотя в некоторых работах архитекторов еще наблюдалось влияние барокко, классицизм уверенно набирал силу.
Идеи классицизма начали проводить в жизнь архитекторы Ф. В. Эрдманедорф (1736-1800), К. Т. Лангханс (1732-1808), Д. Жилли (1748-1808) и Ф. Жилли (1772-1800).
Ф. В. Эрдманедорф строит в 1769 -1773 годах дворец в Вёрлице без всяких украшений, с коринфским портиком. Это здание — одно из первых в Германии, где было заметно влияние античной архитектуры.
К. Т. Лангханс В 1788-1791 годах воздвиг Бранденбургские ворота в Берлине. В этой работе Лангханс использовал мотивы Афинского акрополя. Эта работа стала первым сооружением немецкого классицизма. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры в з том стиле.
Заслуга Давида Жилли — представителя классицизма — в создании в 1798 году берлинской Академии архитектуры. Он строит в разных городах Германии.
Разумное и четкое выражение архитектурного стиля классицизма наблюдается в работах Фридриха Жилли. С 1798 года он вел педагогическую работу в берлинской Академии архитектуры. Его учениками были немецкие архитекторы К. Шинкель, К. Лангханс и Л. Кленц.
В первой половине XIX века ведущее место занимают архитектурные работы крупнейшего представителя немецкого классицизма Карла Фридриха Шинкеля — архитектора, живописца, графика, теоретика архитектуры. Вначале он занимается живописью, а с 1815 года начинает строить: им возведены Новая караульня (1816-1818), Старый музей (1824-1828), Драматический театр (1819-1821). В его архитектуре наблюдаются четкие и правильные в построении планы, в фасадах применены элементы античной архитектуры.