В отличие от Франции, где готическая архитектура способствовала развитию городов, в Италии этот стиль не был встречен с большим увлечением.
Города в Италии были застроены различными зданиями в романском стиле. Но уже в XIII-XIV веках в городах Северной Италии и Тосканы происходит бурное строительство зданий для городского самоуправления, а также культовых зданий в готическом стиле.
Миланский собор, рассчитанный на 40 тысяч молящихся, строился пять веков. В сооружении собора принимала участие не только Ломбардия, но и вся Италия. Этот собор стал первым свидетельством проникновения готики из Франции в Италию (рис. III.11).
На месте, где возведен Миланский собор, в XI веке стоял собор Мария Маджоре. В 1387 году по желанию архиепископа Антонио да Салуццо, при помощи правителя Милана Джан Галеаццо Висконти и всего населения Милана, принимается решение о сооружении собора Святой Девы Марии Рождающейся.
В строительстве собора принимали участие не только большое количество итальянских архитекторов, но и архитекторы, приглашенные из других стран. Несмотря на такую численность зодчих, которые руководили строительством в течение пяти веков, собор был построен в едином стиле, что давало повод не сомневаться в том, что автором проекта является один человек.
И хотя все строители так или иначе внесли свой вклад в так называемую итальянскую готику, уже в конце XIV века строительство собора вели только итальянцы. С середины XV пека архитектура Милана находилась под постоянным наблюдением и воздействием трех поколений архитекторов семьи Солари.
Миланский собор — самый большой среди готических церквей мира и второй но размерам после собора св. Петра в Риме. Длина собора 158 метров, ширина 93 метра, высота достигает 180 метров.
В плане Миланский собор имеет пять продольных нефов и три поперечных. Делят неф 52 пучкообразные колонны, которые, устремляясь вверх, переходят в стрельчатые аркады, образуя крестовый свод.
Внутреннее пространство собора украшает много произведений искусства, среди которых выделяются памятник Джан Джакомо Медичи, статуя св. Варфоломея и бронзовый канделябр высотой 5 метров с семью ветвями. Канделябр был изготовлен в XIII веке и представляет собой образец готического искусства.
Собор богато украшен витражами, изображающими сцены из Ветхого Завета и жизни святых.
В собор ведут пять дверей. Между центральным порталом проходят двойные контрфорсы, а между боковыми входами простые (рис. 111.12). Контрфорсы покоятся на массивных основаниях. В XVII и XVIII веках порталы украшаются барельефами И кариатидами. Над центральным порталом помещен барельеф на тему «Сотворение Евы». Орнамент из цветов, фруктов и животных обрамляет двери центрального входа. Дверь сделана из бронзы в период между 1894 и 1908 годами, при ее изготовлении готический стиль был сохранен. Дверь украшена барельефами на тему истории бытия Девы Марии.
Фасад декорирован 12 башнями со скульптурой в нишах и на вершинах. А во всем соборе около 1537 скульптур. Одна из них — знаменитая «Мадоннина» из позолоченной бронзы — венчает самый высокий шпиль (рис. 111.13).
Боковые входы имеют лучковые фронтоны, а полуциркульные окна (прямоугольные, с верхней частью в виде полукружия) треугольные фронтоны. В центральной части фасада окно на четвертом уровне образовано стрельчатыми арками и имеет форму розы.