Начиная с 30-х годов XIX столетия на архитектуру начинают влиять новые слои общества: промышленники, банкиры, предприниматели.
Развитие капитализма в России началось намного позже, чем в европейских странах, что повлекло за собой строительство новых типов зданий: многоэтажных доходных домов, вокзалов, больших универсальных магазинов, учебных заведений.
Развитие промышленности требовало строительства различных фабрик и заводов, коммерческих банков, складских помещений, новых железных дорог.
Новые заказчики — владельцы капитала — требуют от архитекторов интересных решений своих зданий и сооружений, так как в условиях жесткой конкуренции каждый из них хотел иметь недвижимость, отличную от подобных зданий у своих конкурентов.
Чтобы получить заказы, архитекторам приходилось считаться с требованиями и желаниями новых заказчиков, решать проблемы, связанные с технологическими и художественными особенностями новых зданий и сооружений.
Русская архитектура с 30-х годов XIX века до 1917 года делится на два периода: середина XIX века — 1890 годы и 1890-1917 годы. Рассмотрим архитектурные стили, характерные для первого периода.
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
Первые признаки отхода от классицизма и поиски новых архитектурных направлений были отмечены в 30-е годы XIX века в творчестве таких архитекторов, как К. И. Росси, О. Монферран и др.
Первая половина XIX века — это время царствования Николая I, который был приверженец православия, самодержавия, народности.
Новая идеология утверждала, что Древняя Русь является проповедницей национальных идей и наследницей Византии.
Естественно, что классицизм, как стиль архитектуры, не соответствовал этой идеологии, требовался новый подход и осмысление нового стиля. Так возник русско-византийский стиль.
В русско-византийском стиле использовались архитектурные формы русских средневековых храмов и церквей.
План храма был в виде греческого креста, на четыре колонны опирался большой центральный купол со световым барабаном и главкой; на углах здания устанавливали колокольни С маленькими куполами и главками. Такой прием соответствовал требованиям Синода к культовым сооружениям.
Ярким выразителем русско-византийского стиля был архитектор К. А. Тон.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА (1890-1917)
Проблемы, связанные с созданием новых архитектурных форм и направлений, встали перед архитекторами в 90-е годы XIX столетия. В архитектурных объединениях Москвы и Петербурга устраивались выставки, проводились съезды, на которых решались проблемы, связанные с новыми направлениями в архитектуре.
Вопросы, которые были актуальны на данном этапе, были освещены в книге архитектора А. К. Красовского «Гражданская архитектура», изданной еще в 1851 году. Связь между практичностью и красотой была выражена предельно лаконично: «Преобразование полезного в изящное».