К. И. РОССИ (1775-1849)

К. И. РОССИ (1775-1849)

В последние десятилетия XVIII века в России ведется большое строительство. Русские архитекторы В. Баженов, М. Казаков, А. Захаров, Д. Ухтомский и другие создают свои шедевры. Новый стиль в архитектуре — русский классицизм — набирал силу.

18 декабря 1775 года в семье известной примы-балерины петербургского театра Гертруды Росси родился мальчик, названный Карлом. Он в дальнейшем будет выдающимся зодчим, его творения станут украшением Петербурга и национальной гордостью России.

Он рос и воспитывался в среде, где искусство было неотъемлемой частью жизни. Отчим Ле Пик был известным танцовщиком и хореографом. Мир танца окружал мальчика, но маленький Карл не предполагал, что, став взрослым, он создаст одно из своих замечательных творений — Театральную улицу, где будет находиться лучшее в мире хореографическое училище, а улицу назовут именем зодчего.

Но пока, в летние месяцы, он с родными живет в Павловске, где архитектор итальянец Винченцо Бренна достраивает дворец. Возможно, Карл хорошо рисовал, так как на семейном совете было решено отдать его в обучение соотечественнику. Так начался длившийся долгие годы творческий союз двух итальянцев. Был сделан первый шаг Росси в мир архитектуры.

Работая с Бренной, Росси получил хорошую профессиональную подготовку. Нередко ученик выполнял самостоятельные проекты. Сохранились чертежи по отделке Павловского, Гатчинского дворцов и Михайловского замка. В команде архитектора Бреины одаренный юноша получил хорошее архитектурно-художественное образование.

28 июля 1795 года он был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве «архитектурного чертежника сержантского чипа». Через шесть лет, 16 ноября 1801 года, его производят в архитектурные помощники десятого класса.

К. И. РОССИ (1775-1849)

В начале 1802 года Росси получает заграничную командировку, а Бренца собирается на родину, и они вместе уезжают в Италию. Росси пробыл там два года, путешествуя по городам Италии, изучил памятники Древнего Рима. Молодой архитектор занимался во Флорентийской академии, где показал свои способности и обширные познания.

По возвращении на родину Росси увидел огромное строительство в Петербурге. Строились Казанский собор, Биржа на Васильевском острове, Горный институт и другие здания.

Как и каждого молодого архитектора, Росси влекла самостоятельная работа, хотелось создавать свои произведения. Но ему приходилось довольствоваться выполнением различных рисунков для фарфорового и «стеклянного» заводов, куда он был направлен.

Естественно, что эта работа не могла удовлетворить Росси. Только в 1806 году, после долгих волокит, ему удалось добиться признания: он получил должность архитектора Кабинета. Через три года Росси получил назначение в Москву в Кремлевскую экспедицию, которой руководил П. С. Валуев. Экспедиция занималась строительством и ремонтом не только кремлевских строений, но и строений всей Москвы.

Сразу после приезда в Москву К. И. Росси было поручено проектирование и строительство новой Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре в Кремле. Другая работа — деревянный театр у Арбатских ворот, который просуществовал очень недолго. Одновременно Росси преподает в архитектурном училище, вдохновляя учеников своим искусством.

В 1810 году он на должности главного архитектора Комитета по благоустройству Твери. Как главный архитектор он оказывал большое влияние на все строительство, которое велось не только в Твери, но и в ее окрестностях.

В 1815 году Комитет по благоустройству был расформирован. Вести о талантливом и многообещающем архитекторе дошли до Петербурга, и Росси возвращается в Петербург. Вскоре его пригласили па должность главного архитектора Комитета строений и гидравлических работ. Комитет осуществлял контроль над всеми строительными работами в столице. На молодого архитектора легла большая ответственность.

Первой большой работой в новой должности была перестройка Елагина дворца на одноименном острове. Остров неоднократно переходил от одного владельца к другому. Последним владельцем был граф И. П. Елагин, у которого в 1817 году дворец был приобретен императорским двором для матери Александра I, Марии Федоровны.

В 1818 году К. И. Росси приступил к созданию нового дворцово-паркового ансамбля. Ему предстояло перестроить дворец Елагина, который был построен архитектором Д. Кваренги. Росси не ограничился переделкой одного дворцового здания, а выполнил реконструкцию всей усадьбы, органично сочетая архитектурные сооружения с окружающим ландшафтом.

Росси успешно справился с этой задачей. Так состоялся первый экзамен молодого архитектора, сданный им на отлично.

В дальнейшем, во всех работах, приступая к проектированию, он рассматривал связь нового здания с окружающей застройкой, при необходимости перестраивал, и если не изменял застройку, то менял планировку участка, чтобы получился единый архитектурный ансамбль. Такого единства он добивался в городских, загородных и парковых ансамблях.

Ансамбль площади Искусств (1816-1825)

Следующей крупной работой был проект Михайловского дворца и прилегающей площади. В 1816 году Росси получил предложение спроектировать дворец для брата Александра I — Михаила Павловича. После тщательного выбора места был найден участок — третий Летний сад — между рекой Мойкой и Невским проспектом, Екатерининским каналом и участком Инженерного замка. Проект здания был завершен в начале 1819 года, 17 апреля состоялась торжественная закладка.

На церемонию прибыл весь царский двор во главе с Александром I. Император собственноручно серебряной лопаточкой нанес известковый раствор на яшмовые кирпичи. В основание фундамента положили большую серебряную доску с памятной надписью. На месте закладки установили каменный ковчег, бросили в него свеже отчеканенные серебряные монеты. Строительство шло успешно, и в 1825 году дворец был возведен.

Фасад главного корпуса обработан в центральной части восьми колонным портиком коринфского ордера, поднятым на аркаду первого этажа. Боковые крылья декорированы трехчетвертными коринфскими колоннами и скульптурным фризом, состоящим из 44 барельефов работы скульптора В. И. Демут-Малиновского.

Фасад, обращенный к Михайловскому парку, представляет собой огромную лоджию, образованную колоннадой коринфского ордера; здание увенчано аттиком со скульптурной композицией. По бокам фасада – шести колонные портики с фронтонами. Первый этаж по всей протяженности лоджии выполнен аркадой и сильно рустован.

На берегу Мойки у Михайловского дворца в 1825 году Росси построил небольшой парковый павильон-пристань. Павильон представляет собой два квадратных помещения, связанных колоннадой из колонн дорического ордера. В сторону сада обращен полукруглый выступ, прорезанный пятью арками. Одна из легенд про Росси гласит, что архитектурный образ павильона-пристани представился зодчему во сие.

Проектируя Михайловский дворец, Росси решал и другую задачу — градостроительную. Это касалось комплекса: Михайловский дворец — Инженерный замок.

Были проложены новые улицы: Садовая, которая, пересекая Невский проспект, заканчивалась у Марсова поля, и Инженерная, которая начиналась у Екатерининского канала, шла параллельно главному фасаду Михайловского дворца, пересекала Садовую улицу и делила территорию Инженерного замка на два самостоятельных участка. Один — замок с памятником Петру I, с двумя павильонами, другой — конюшенный двор с манежем и зданием для военных упражнений.

И еще одна улица. Прямо по оси главного корпуса дворца была проложена улица Михайловская, которая соединила дворцовую площадь с Невским проспектом.

Оставаясь верным своим принципам — учитывать значение существующей застройки, Росси много и упорно работал над фасадами зданий, окружающих площадь, выполнил несколько вариантов, которые соответствовали бы архитектуре дворца.

21 декабря 1821 года были утверждены последние варианты фасадов домов. Окончательное проектирование и строительство выполнялись другими архитекторами. Все они считались с предложениями Росси, не нарушали цельности архитектурного замысла.

Михайловский дворец поражал современников своим великолепием. Журнал «Отечественные записки» писал: «По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов».

Все это Росси мог воплотить в жизнь, имея помощников-исполнителей, хорошо подобранных профессионалов, которые понимали своего руководителя и могли создавать подлинные художественные произведения

Постройка Александрийского театра была последней работой великого зодчего.

На протяжении своего творческого пути Росси приходилось преодолевать препятствия и трудности, создаваемые различными чиновниками и особенно императорским двором. Такое отношение усилилось при правлении Николая I.

Конфликт с чиновниками разрастался. Зодчему не предлагали новых работ. Это было молчаливое отстранение от любимой работы. В зените своей славы, полный творческих идей.

Росси был вынужден уйти в отставку якобы из-за болезни.

25 октября 1832 года отставка была принята. Затем на семью обрушилось горе. В 1842 году умер старший сын, архитектор, окончивший архитектурный факультет на отлично. В 1846 году умирает жена зодчего. Назначенной пенсии едва хватает на жизнь.

На склоне лет Росси, создавшему шедевры мирового значения, пришлось писать правительству: «… Я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой об исхода тайствовании мне у государя императора весьма на короткий срок заимообразно из кабинета 4000 рублей».

6 апреля 1849 года К. И. Росси умер. Он был похоронен на Волковом кладбище.

Позже его прах был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры в Петербурге, где похоронены А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров и другие архитекторы.

К. И. РОССИ (1775-1849)