Среди произведений, отмеченных премиями на третьем смотре достижений отечественной архитектуры в начале 1972г., был музей комсомольской славы им. А. Матросова в Великих Луках, построенный по проекту группы архитекторов и инженеров, руководителем которой являлся А.Белоконь. В том же году впервые среди архитекторов этот авторский коллектив был удостоен премии молодых архитекторов. В 1978г. на смотре, посвященном юбилейной дате в стране, Белоконь получил премию за жилые дома из монолитного железобетона, сооруженные в Баку и Минске. В творчестве архитектора это были закономерные события, свидетельствующие о высоком уровне достигнутого им мастерства.
Александр Николаевич всю свою творческую жизнь провел в Москве. В Московском архитектурном институте, куда он поступил после окончания средней школы, начал занятия в тот год, когда отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Время было трудное, но чрезвычайно интересное. Архитекторы в своих произведениях старались отразить пафос победы над фашизмом. Архитектурный институт находился под творческим влиянием школы И.Жолтовского. В педагогическом процессе, наряду с постановкой больших художественных проблем, большое внимание уделялось поискам связи с практикой. Белоконь обучался проектированию у Г.Бархина и других виднейших мастеров советской архитектуры, работал над дипломным проектом под руководством одного из первых учеников Жолтовского — М.Парусникова.
Из стен вуза, который был окончен в 1952г., молодой специалист вынес глубокое убеждение, что архитектурное произведение должно быть органичным, естественным, что его язык, отражающий принципы тектонического построения, способен эмоционально воздействовать на зрителя, вызывая представление о таких отвлеченных понятиях, как напряженность, мужественность, или же — легкость, лиричность. И в творчестве Белоконя мы видим, прежде всего, поиски убедительных тектонических решений для самых различных сооружений. В этих решениях отразились своеобразие художественного и функционального подхода архитектора, его стремление органично связывать искусственно созданное с природным окружением.
Время от времени в журналах, газетах, на выставках появлялись проекты, выполненные Белоконем. Он работает в Гипрогоре, в институте жилища, занимается поиском новых форм массового жилищ, в том числе разработкой комплексных серий 1-402, 1-460, 1-447, которые получили широкое распространение в строительстве, успешно участвует в ряде конкурсов на проекты типовых и экспериментальных серий жилых домов, новых зданий для Москвы, проектирует экспериментальный жилой район на Юго-Западе столицы.
Музей в Великих Луках создан был в ряду других мемориалов комсомольской славы по постановлению правительства страны. Значительную часть средств на его сооружение собрали жители псковской земли, они же участвовали в строительстве музея. Искания Белоконя в области тектоники привели к тому, что композиция музея воспринимается не как традиционная, а как новаторская, хотя в ее основе лежат неизменные тектонические принципы.
О музее А.Матросова уже немало написано. Однако хотелось бы поделиться впечатлением от первого знакомства с этим своеобразным произведением. Ранним весенним солнечным утром поезд останавливается в Великих Луках. Несколько километров до центра, пройденные пешком, помогают прочувствовать масштаб города. Чистые, аккуратные улицы и площади, благоустроенные жилые кварталы производят самое хорошее впечатление (в годы войны город был целиком разрушен).
С возвышенности у нового здания гостиницы в центре Великих Лук видна излучина р.Ловать, красивый мост, вдали — холм старой крепости. А впереди, за деревьями парка, сквозь мелкую рябь весенних веточек деревьев проглядывает белая призма музея, выделяющаяся среди приглушенных тонов близлежащей жилой застройки.
И вот — путь, который предусмотрен, «обыгран» архитектором, путь, создающий впечатления, которые подготавливают к главному. С моста виднеются живописные панорамы, зелень парков. Спуск в центральный парк и аллея, на которой встречается трехгранный памятный камень с изображением герба города, даты его освобождения и Звезды Героя. Далее — каменная стела, меняющая направление движения — к памятнику (скульптор Е.Вучетич) на могиле А.Матросова. Поднявшись по ступеням к скульптуре, уже целиком видишь освещенное солнцем ярко-белое здание музея, многим теперь знакомое по фотографиям.
Немало времени провел автор статьи возле музея, смотрел на него со всех сторон, в том числе — с холма старой крепости, пытаясь понять секрет того сильного впечатления, которое производят его простые и лаконичные формы. Четкость и строгость функционального решения ощущаются с площади перед зданием от входа, увенчанного рельефом работы скульпторов И. и А.Васнецовых и отграниченного от площади и декоративного бассейна асимметрично поставленной простою стеною — мощные выступы балок подчеркивают монументальность композиционного строя. Затем, в интерьере — единый (без промежуточной площадки) торжественный подъем лестницы, ведущей в музейный зал с живописным витражом работы Б.Тальберга в торце. За экспозицией напротив витража, в фокусе вогнутой стены — пьедестал А.Матросова. И наконец — выход из музея, естественно раскрытый на природу. Взаимосвязь всех деталей, единство здания с окружающим пространством продуманы в единой системе, «нанизаны» на единую ниточку впечатлений. Угаданность масштаба сооружения, лаконизм его форм, слитность архитектуры, скульптуры и живописи — убедительны. Все объединяет основа целого, архитектоника построения. Кажется, что все это продиктовано природными, градостроительными условиями. Архитектурная среда достойно служит великой цели — патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи.
Но здание музея — это лишь эпизод в творческой биографии зодчего. Основным направлением его творчества продолжает оставаться жилище. А.Белоконь с 1970г. возглавляет важный раздел работы, вышедшей уже за грань эксперимента. Это проектирование и строительство жилых домов из монолитного железобетона. Задавшись целью проверить целесообразность возведения башенных зданий в передвижной опалубке, архитекторы имели в виду: малая оборачиваемость опалубки способствует тому, что «тираж» одного дома будет насчитываться единицами, и это убережет силуэт города от однообразия высотных доминант. Для другой «серии» домов понадобится создание нового комплекта опалубки — следовательно, можно (и нужно!) изменять и сам проект.
Первые дома из легких бетонов, показавшие, что метод строительства из монолитного бетона является индустриальным, а дома, построенные этим методом, выделяются среди домов массовой застройки выразительностью силуэта, пластикой объемного решения, были воздвигнуты в Минске, в центре жилого района Восток-1. Несколько зданий, повторяя друг друга по планировке, отличаются по этажности (16, 18, 20 этажей) и пластике решения фасадов.
По аналогичному проекту с небольшими изменениями сооружены два 17-этажных дома в Москве — по обе стороны Волгоградского проспекта у въезда в район Новых Кузьминок. Один из первых районов массового строительства, на рубеже 1950 — 1960-х годов застроенный преимущественно пятиэтажными зданиями, на своем плоском рельефе выглядел очень монотонно. Однако за последние годы вдоль проспекта поднялось несколько 14-этажных домов. Силуэт района стал разнообразнее. Новые высотные пропилеи акцентировали композиционное решение центральной магистрали юго-восточного района столицы.
В конце 1975г. в Баку у въезда со стороны Тбилиси строители с высокой оценкой сдали еще одно здание из монолитного железобетона (отметим, что дом был построен по первому из проектов Белоконя, предназначенных для монолитного строительства). План дома в Баку отличается особой оригинальностью — он треугольный, что наилучшим образом отвечает местным условиям. Почти глухая стена обращена к северу с его неблагоприятными — резкими и холодными — ветрами. Ориентированные на южные румбы окна защищены от солнечных лучей плитами балконов, вертикальными ограждениями и уступами стен. Глухие стены с востока и запада прорезаны лишь узкими окнами, обеспечивающими угловое проветривание комнат. Те, кто проезжает по шоссе, получают от здания, видимого в разных ракурсах, самые разнообразные впечатления. Здесь, пожалуй, с наибольшей силой воплотился принцип, который, по мнению Белоконя, является единственно правомочным — дома, воздвигаемые на основе современного индустриального метода монолитного строительства, не могут сооружаться в массовом порядке, а должны индивидуально разрабатываться на акценты, дополняющие массовую застройку. В Баку построен современный жилой дом, отвечающий и климатическим условиям, и сложившимся вкусам и привычкам жителей; его архитектурно-художественный образ своеобычен и выразителен.
Все проекты разрабатываются Белоконем вместе с коллективом руководимой им с 1964 года 12-й мастерской ЦНИИЭП жилища. Конструктивную часть проектов ведет главный инженер мастерской А.Лурье. В проектировании участвуют архитекторы Н.Грачева, В.Брайнос, Ю.Погарский, О.Третьяков, Н.Панова, В.Сулимова, М.Куцевол и др. Сейчас коллектив разрабатывает по заказу ЦК ВЛКСМ проект большого международного комплекса «Лермонтово» на Черноморском побережье Кавказа. Здесь высотная доминанта поддерживается группой малоэтажных зданий, слитых с горными склонами. Интерес представляет комплекс домов, которые выявляют живописный рельеф одного из новых районов Кишинева. Строится комплекс монолитных 16-этажных домов в Волгограде, 20-этажные дома в Минске и Куйбышеве; выполнен ряд проектов для городов Ялты, Бреста, Нижнего Новгорода, Дзержинска. Особое место среди работ Белоконя занимают работы ударных строек — Тольятти и Набережных Челнов; в городе автостроителей на Каме возводится комплекс 25-этажных домов. Отчетливо прослеживается на рисунках Белоконя, в которых отражены проекты, комплексов в Кишиневе, Набережных Челнах, Тольятти, Бресте, Лермонтове и Ялте, доминантный характер зданий из монолита, их органичная связь с природой, особенно ярко выраженная в условиях горного рельефа.
Кроме домов из монолитного железобетона, коллективом разработана серия крупнопанельных жилых домов И-60, в которую включены 12-, 16-, 18-этажные здания. По этой серии ведется большой объем строительства в Тольятти, а также в городах России — Оренбурге, Куйбышеве, Волгограде, Горьком, Волжском, Волгодонске. В общественном центре г.Тольятти, запроектированным под руководством Б.Рубаненко, по проектам А.Белоконя строится высотное здание городских организаций и Дворец бракосочетаний; в Набережных Челнах сооружен административный комплекс.
В работе Белоконя, в достижении поставленных целей немаловажное значение имеют не только настойчивость и упорство, которые мастер проявляет за чертежным столом и в руководстве коллективом мастерской, но и плодотворное участие в работе со строителями непосредственно на площадке, его творческая требовательность.
Современное архитектурное направление возведения жилых домов из монолитного железобетона набирает силу, и сейчас происходит интенсивное внедрение достигнутых результатов в различных условиях. Накопленный опыт и творческие дерзания, соединяясь вместе, приводят к новым идеям и воплощенным проектам.