Классическим образцом индийского палаццо, выдержанного в древнейших традициях является дом богатого купца-аристо- крата Бхаскаррао Витхала Вада в Баро- де (штат Бомбей, рис. 2), построенный в 1808 г. согласно предписаниям «шильпа- шастра» К Здесь применен тот же принцип, что и в рядовых городских жилых домах этого района. В основе удобной и простой планировки этого дома, соответствующей установленному порядку и характеру быта, заложена система сообщающихся внутренних двориков. Вход на территорию комплекса устроен через открытый двор, образованный служебными зданиями, храмиком и домом для гостей. Сзади к дому примыкает большой сад.
Главное здание этого индийского палаццо, как обычно, разделено на женскую и мужскую половины, ориентированные на север и юг. У каждой — свой открытый замкнутый дворик, поэтажно опоясанный балконами на массивных резных консолях. В центре симметричного комплекса жилых, служебных и хозяйственных построек поставлено пирамидальное семиярусное здание (количество этажей дома в Индии опре- делялр социальное положение хозяина, который жил на верхнем этаже). Палаццо выстроено из кирпича и оштукатурено, в перекрытиях применено дерево, завершение — высокие двускатные крыши, необходимые в условиях сильных муссонных ливней.
На крайнем юге Индии, где господствует постоянная жара и жители проводят почти все свое время под открытым небом, типичный дом для большой патриархальной семьи состоял из нескольких сообщающихся открытых перестильных двориков, окруженных 1-этажными постройками. Плоские крыши верхних перекрытий служили террасами и спальнями.
Для таких построек характерен богатый дом в Мадурай. Его главный вход ведет через террасу и коридор в парадный зал с верхним светом — мужскую гостиную и примыкающий к ней кабинет хозяина. Далее следует интимная часть дома, два внутренних дворика с навесами и сад. Здесь протекает в основном жизнь женщин и детей. Лестница ведет на плоскую крышу-террасу и в верхний этаж, где помещается спальня хозяина. Весь участок огорожен высокой стеной. Массивные деревянные ворота рассчитаны на возможность прохода в праздничные дни священных слонов и участников торжественных процессий.
В богатом лесами Малабаре дома, как правило, были деревянные с высокими покатыми тростниковыми крышами. В Тамилнаде же дома были кирпичные, крытые черепицей. Остроумная конструкция двускатной крыши параболической формы для быстрого стока дождевой воды типична для влажной Бенгалии.
В традиционном характере была создана в 1812 г. новая столица Гвалиорского княжества — Лашкар, преимущественно застроенная домами купцов и ремесленников. Большинство ее зданий было сложено кастой местных каменщиков в привычных формах с характерными, выходящими на улицу богатыми пластикой и декором фасадами, с балконами, покрытыми резьбой, с ажурной балюстрадой и с эркерами «джхарока» (ажурной передней стенкой и маленьким оконцем посередине). Однако к строительству официальных зданий города местные зодчие не были допущены, и эти здания были выдержаны в «европейских» стилях, как, например, почтамт с его внушительным восьмиколонным ионическим портиком.
В XIX в. индийская дворцовая и храмовая архитектура, создаваемая местными ма
стерами, продолжала следовать древним традициям, преимущественно в тех городах, которые являлись центрами религиозного паломничества, например таких, как Бенарес (Варанаси), Бриндабан, Хардвар, Кан- чипурам. Нередко она поражала величием и оригинальностью художественного замысла, прекрасно сочетающегося со строгостью учета функциональных требований и природно-климатических условий, а также безукоризненностью технического мастерства и исполнения.
Образцом строительного искусства индийских мастеров XIX в. могут служить, например, величественные дворцы Мунши- гхат и Гхусли-гхат (1860, рис. 5), возвышающиеся на крутом берегу Ганга в Бенаресе (Варанаси). Монументальность их достигнута за счет противостоящих наводнениям мощных стен с контрфорсами и каменной лестницей, спускающейся к воде на протяжении нескольких километров по всему фронту набережной. Это «гхаты» — место кремаций и священного омовения. Эти дворцы строили зодчие из Джодхпура, Удайпура и других городов Раджпутанско- го княжества (ныне Раджастхана).Мастерство раджапутанских зодчих воплотилось и в других, не менее замечательных произведениях, например большом дворцовом комплексе раджпутского аристократа в Марваре (1840), органично вписанном в гористый ландшафт; в железнодорожном княжеском вокзале Махараджи в Альваре (1860), отличающемся изяществом пропорций и архитектурных форм (рис* 6). В этих зданиях можно видеть те же самые, но примененные в каждом случае по-новому архитектурные формы и конструкции, что и в индийских зданиях XVII—XVIII вв.
В стиле гуджаратской храмовой архитектуры был создан на средства родовитого купца джайнский храм Дхарманатха в Ах- мадабаде (1844—1848). Он был построен целиком из белого мрамора с резными деталями и скульптурой. В Бриндабаде был воздвигнут подобный гвалиорским храмам XI—XII вв. храм Вишну (1845—1851).
Грандиозные храмы были построены южноиндийскими зодчими «стапатхи» в 1860—1871 гг. в Гвалиоре и Варанаси. В 1905 г. джайпурскими мастерами был сооружен храм в Гайя.
Однако в целом для второй половины XIX в. характерно снижение художественного вкуса, что заметно во многих произведениях традиционной дворцовой и храмовой архитектуры. Наиболее ярким примером в этом отношении является помпезный дворец Махараджи в Майсуре (1897), поражающий одновременно роскошью, великолепием и нелепостью разнородных архитектурных форм и видов декоративного убранства. Луковичные купола и куполки, павильончики «чатри», двухцентровые арочные проемы индо-мусульманского происхождения, полуциркульная аркада и подобие коринфских капителей, заимствованные из европейской архитектуры, неожиданно соединяются с пирамидально-ярусными башенками типа шикхары и резными деталями, присущими майсурским храмам XII— XIII вв. Особенно же подавляют безвкусицей и роскошью интерьеры дворцовых залов, украшенные стенной росписью, мозаикой из осколков зеркал и мрамора, резными сталактитами и пестрыми шелковыми тканями.
В том же претенциозном духе выдержан дворец Фалакнума в Хайдарабаде — столице могущественного Низама, в котором смешивались элементы европейских стилей (например, портик главного фасада коринфский, а интерьеры выполнены во вкусе Людовика IV).