Сакрализация города

Выявлена система символов сакрализации города, означающих уподобление раннехристианским столицам и воплощение теологических понятий.

В Полоцке:

  • треугольный план наподобие Константинополя и во образ Св. Троицы;
  • семь возвышенностей, занятых городом, наподобие Рима и Константинополя:
  • размещение Софийского собора на холме мыса в древнейшей крепости, соотношение места храма и очертания большей акватории, ориентация его фасадов к компонентам окружающего природного ландшафта, восприятие собора в завершении осевых видов вдоль акваторий наподобие Константинополя;
  • последовательность — церковь XI — ХVІ вв., Софийский собор, ворота башни городской стены, ручей с переездом, сад, иезуитский костел, наподобие храмов Гроба Господня и «Святая Святых», Золотых ворот, потока Кедрон, Гефсиманского сада и часовни Вознесения Господня в Иерусалиме.

В Несвиже это квадратный план, три доминирующих элемента с каждой стороны, главный элемент в центре квадрата во образ Небесного Иерусалима.

Выделены связанные священная нумерология и фигуративный подход. Числа три, четыре, семь, двенадцать символизировали богословские понятия. Выявлены особенности:

  • трехчастный план города, района;
  • расположение объектов по треугольной схеме, тройственность таких схем;
  • три фокуса схождения улиц;
  • ориентация трех улиц на каждый храм;
  • три главные доминанты;
  • треугольные площади;
  • семь и двенадцать отходящих от площади улиц, храмов в кольцах доминант, бастионов; и др.

Фигуративный подход обнаружен в формировании креста (схема размещения доминант, структура общественного центра и кварталов вокруг площади), города в виде квадрата (символ опоры мироздания) и круга (символ совершенства Божества), использовании языческих знаков (зигзаг в композиции ансамблей крепости оберег от молнии, или огнестрельного оружия).

Определены черты общности белорусского и русского градостроительства до середины XVIII в.: типы нерегулярных планировок, уличная сеть некоторых детинцев, особенности размещения храмов (создание художественной темы пространственного амфитеатра, завершение перспектив коммуникаций, формирование осей доминантами с их постановкой по обе стороны вблизи оси, образование групп из двух-трех сооружений), принцип композиционного равновесия, семантико-теологическая основа структур.

Сочетание регулярной застройки с зеленью деревьев и со шпилями церквей и башен, замыкавших уличную перспективу, придавало улицам петровского Петербурга большую живописность. В послепетровское время, вместе со сменой стилей и ростом этажности, неоднократно изменялся характер улицы, но основные принципы, установленные Петром, оставались незыблемыми. К их числу относятся:

  1. прямолинейность уличной трассы,
  2. регулярность застройки, выровненной в смысле этажности и поставленной строго по красным линиям улицы,
  3. устремление перспективы улицы к башням и другим выдающимся зданиям, замыкающим УЛИЧНЫЙ пролет.

В 30 -х годах XVIII В. в практике русского градостроительства были установлены красные линии для высоты застройки. Тем самым был сделан сознательный шаг к упорядочению силуэта з’лицы. Через 30 лет после этого, а именно в 60-х годах XVIII в., по докладу комиссии Бецкого Екатерина II предписала строить впредь дома вдоль Невы высотою в 10 сажен (21 м). Эта высота была распространена на застройку Невского проспекта и других улиц Петербурга и в конечном счете обеспечила столице строгую горизонтальность в высотах, нарушаемую отдельными мощными башнями и куполами.

В екатерининское время в целях ограничения безмерного территориального роста Петербурга была предписана сплошная периметральная застройка (без разрывов между домами), после чего улица в полной мере превратилась в коридор, ограниченный каменными фасадами.

Сталь ампир не изменил коридорного типа улицы, но внес в ее архитектуру жизнерадостное сочетание цветов: белого (колонны, карнизы, русты нижних цокольных этажей) и желтого, покрывавшего поле стены. Примером прекраснейшей ампирной улицы, полностью сохранившейся до наших дней, является Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) в Ленинграде.

Строительство улицы, трактовавшейся мастерами ампир в виде протяженного и постепенно воспринимаемого ансамбля, потребовало решения ее поперечного сечения в смысле соотношения высоты застройки к ширине улицы. Проектируя Театральную улицу, Росси принял для нее классическое отношение 1:1; разрез Миллионной улицы в Твери строится на соотношении 1 : 2 (при высоте зданий в 13 м и ширине улицы в 26 м) ; Невский проспект, не имеющий постоянной ширины, дает несколько соотношений: от 1 : 1 у здания Главного штаба и до 1 : 2 у Гостиного двора.

Работая над застройкой улиц, архитекторы старались сделать улицу архитектурно целостной на всем ее протяжении и организовать ее фасады с таким расчетом, чтобы возбудить интерес зрителя к движению по улице и к постепенному восприятию ее ансамблей.