Более самостоятельный путь проделал в своем развитии Лондон, хотя я ему не чужды были идеи регулярной планировки, зародившиеся во Франции в XVII и XVIII вв.
До IV в. Лондон находился под римским господством (около 400 лет). Как римский военный лагерь, Лондон — (Лондиниум) имел прямоугольный план с шестью дорогами, расходившимися вглубь страны. Первоначальное расположение Лондона — в районе теперешнего Сити, на левом берегу Темзы, где находятся и наиболее удобные переправы через Темзу.
В IV в. Сити был окружен стенами; позднее они были перестроены королем Альфредом (конец IX в.), когда Лондон стал столицей Англии. При Вильгельме Завоевателе (вторая половина XI в.) город достиг значительного развития, вокруг него расположились замки, среди которых Toy эр надежно защищал его с восточной стороны.
В эпоху Генриха II (вторая половина XII в.) Лондон, по описанию Фитца Стефена, имел три крупные монастырские церкви и более сотни мелких, ряд королевских дворцов (в Тоуэре, Уайтхолле, в районе Сен-Джемского парка и др.).
Середина XIII в. (1249—69 гг.) была отмечена появлением в Лондоне одного из лучших зданий английской готики — Вестминстерского аббатства.
При Елизавете (вторая половина XVI в.) за пределами стен Сити вдоль дорог, отходивших от города, стали разрастаться пригороды. В этот период началось промышленное развитие города и настолько интенсивно, что в 5-6-километровой зоне запрещено было всякое промышленное строительство, а вырубка леса для топлива промышленных предприятий была запрещена в пределах 50-километровой зоны вокруг Лондона. К концу XVI в. город переуплотнился очень сильно и резко разделился на две части: на Ист-Энд — промышленный и рабочий район, и Вест-Энд — район домов родовитого дворянства, расположившихся вокруг королевского дворца в Уайтхолле.
В XVI в. возникли и первые лондонские площади (Линкольнс-Инн-Фильдс, Ковент-Гарден и др.). Этот период архитектурного развития Лондона был обогащен работами Иниго Джонса (1573—1651 ГГ.).
После опустошительного пожара центральной части Лондона в 1666 г. автор крупнейшего сооружения столицы — собора Павла (1675 — 1710 гг.), Кристофер Ренн (1632—1723 гг.), и Джон Эвелин составляют проект планировки Сити. В основу проекта положена система двух лучевых магистралей, расходящихся от собора Павла. Проекты планировок лондонского Сити, предложенные К. Ренном и Дж. Эвелином и вдохновлявшие молодого Ланфана в его работах над планировкой Вашингтона, не были осуществлены, а вместе с ними отпала попытка внести в план Лондона ясную композиционную структуру.
В 1812 г. по проекту Джона Нэша (1752— 1835 гг.) были начаты крупные реконструктивные работы по планировке и обстройке Риджентс- парка и по проведению Риджент-стрит, соединяющей Риджентс-парк с резиденцией принца Уэльского — Карлтон-хауз близ Сен-Джемского парка. Вход в Риджентс-парк по проекту Дж. Нэша обозначался «Кресентом» — площадью, впоследствии замененной подковообразной площадью-сквером, с одинаковыми зданиями по периметру площади, обнесенными выступающей колоннадой. В планировке парка отразился пейзажный прием, столь характерный для всех английских парков и отличающийся от регулярных приемов французской садово-парковой планировки XVII и XVIII вв.
Для соединения Риджентс-парка с Карлтон- хаузом первоначально Дж. Нэш пробовал проложить прямую улицу, но прямолинейное решение оказалось невозможным и улица получила криволинейное направление. Перед Карлтон-хаузом была разбита правильная четырехугольная площадь с симметричной застройкой (впоследствии— площадь Ватерлоо). Пересечение Риджент-стрит с Пикадилли было оформлено в виде круглой площади (Пикадилли- сэркэс) с четырьмя единообразно вогнутыми домами. Единообразие зданий было достигнуто и на повороте улицы, так называемом «квадранте», причем впереди этих зданий С обеих сторон улицы были вынеспены колоннады. Чугунные колонны имели небольшую высоту (около 5 м), благодаря чему улица казалась просторной. На всем своем протяжении, от площади Ватерлоо до подковообразной площади перед Риджентс-парком, повороты и изломы Риджент-стрит расчленили улицу на ряд композиционных отрезков, с замкнутой перспективой каждого из них. При достаточной протяженности Риджент-стрит (3,2 км) такое ее членение, равно как и симметричная трактовка архитектуры зданий на площадях и перекрестках, явились основным приемом организации архитектурного ансамбля улицы, не имевшего аналогий в других европейских городах.
Впоследствии Риджент-стрит стала постепенно терять свою архитектурную цельность и привлекательность. Колоннада квадранта была убрана уже в 1848 г. В 1886 г. вследствие пробивки новой улицы, Шефтсбери-авеню, был сломан один из четырех симметричных домов «Пикадилли-сэркэс», и площадь потеряла целостный архитектурный облик. Появившиеся в конце XIX в. новые высокие здания на Риджент-стрит, много уступавшие по архитектуре старой обстройке, ничего не оставили от прежней красоты этой улицы.
В течение XIX в. в Лондоне было разбито много парков, являющихся гордостью города. Вслед за открытием для общественного пользования Риджентс-парка (в 1820 г.) в 1826 г. открывается Гайд-парк, в 1846 г.— Виктория-парк и Баттер-парк. Интенсивное озеленение города продолжается беспрерывно и в XIX в. и в начале XX в.
В 60-х и 70-х годах XIX в. были проложены набережные (набережная Виктории, набережная Альберта). В начале XX в. были закончены проводившиеся в течение 30 лет реконструктивные мероприятия по прокладке магистрали Кингсуэй (1905 г.) с полукруглой улицей Олдвич. Эти работы внесли новые регулярные начала в сложный и запутанный план Лондона, слагавшийся на протяжении почти тысячелетнего его существования.
Современный Лондон, один из главнейших портовых городов мира, вместе с тем является крупнейшим культурным и наиболее благоустроенным центром Англии.