Рассматривая методы исследования композиции, следует отмстить, что изучение ее восприятия не входит в задачи работы в силу необходимости специального решения этой проблемы. Применительно к градостроительству 3. Н. Яргина выделяет три сферы эстетических знаний: теория художественного творчества, теория композиции — художественной организации материально-пространственных объектов, теория эстетического восприятия среды. Так, в настоящем исследовании в рамках излагаемых методов используется искусствоведческий подход, существо которого изучение объективной основы эстетических отношений, заложенной в свойствах градостроительных объектов, во-вторых, малым отличием природных условий Беларуси и соседних регионов, в том числе средней полосы России, в-третьих, наличием исследований, непосредственно касающихся единства пространственного построения белорусских городов в период до середины XIX в. и их ландшафтных особенностей.
Например, в отношении Москвы XVI — XVII вв. установлено следующее: сложение ее центра на дне природной «чаши» рельефа; размещение главного городского ансамбля в месте схождения осей компонентов рельефа: подчеркивание пересечений естественной и искусственной градостроительных систем; подобие расположения застройки размещению видов растительности на ярусах рельефа; прямая и обратная пропорциональность высот рельефа и сооружений; сочетание ярусности и многоплановости пространственной композиции; ориентация долин рек, гребней водоразделов и улиц на доминанты.
Пропорциональный анализ подробно разработан в трудах К. Н. Афанасьева, И. Л. Бондаренко, А. В. Бунина, В. II. Владимирова, В. Л. Ворониной, Н. Н. Годлевского, В. Ф. Кринского, М. Г. Кругловой, Л. М. Лисенко, М. А. Марутаева, В. И. Орлова, Т. С. Проскуряковой, И. А. Рябушиной, Г. М. Саратовского, А. А. Тица, И. III. Шевелева, И. П. Шмелева и других исследователей.
Из многих примеров пропорционирования в архитектуре остановимся на некоторых. Анализируются отношения размеров элементов градостроительной структуры и расстояний между ними, высот доминирующей и рядовой застройки к ширинам прилегающих площадей, улиц, водных коммуникаций, других открытых пространств, а также пропорции между высотами вертикальных акцентов и горизонтом массовой застройки Г. Мертенс определил наиболее эффектные соотношения высот фоновых построек и доминант в зависимости от характера композиции последних — 1:2. 1:3, 1:4.
Установлено, что в основу плана Московского кремля положен равнобедренный треугольник с основанием в семь модулей и сторонами — шесть модулей, где модуль составлял около 50 саженей. Успенский собор при этом оказывался на равных расстояниях от углов, закрепленных башнями. Получив в последующем приращение с северо-запада, исходный треугольник преобразовался в похожую фигуру со сторонами в семь модулей. Композиция готических соборов, в частности Миланского, строилась на основе равностороннего треугольника, а принцип триангулирования пронизывал всю структуру здания.
Пропорционирование используется как метод изучения и было хорошо разработано в виде идейно-творческого подхода к созданию архитектурного произведения. Выделяются два способа пропорционирования, применявшиеся в античную и средневековую эпохи зодчими европейских и других стран для построения целостной формы. Первый абстрактный метод арифметических систем по числам, разновидностью которого служила модульность, когда определенный размер становился единицей по отношению к другим размерам. Вторым был геометрический способ пропорционирования, определения им размеров зданий и их частей методом взаимопроникающих подобий на основе простых геометрических фигур — квадрата, двойного квадрата, прямоугольного треугольника с углом 30 градусов, равностороннего треугольника, «священного египетского треугольника» с отношением сторон 3:4:5, прямоугольника или равнобедренного треугольника со сторонами в пропорции «золотого сечения».
В работах других авторов рассматриваются, главным образом, отдельные сооружения, а пропорциональному анализу города в целом и градостроительного ансамбля уделяется меньше внимания. В настоящей монографии применен метод пропорционирования элементов объемно-пространственной композиции поселения. Он основан на анализе графических реконструкций планов, фасадов и разрезов градостроительных объектов.