Среди ансамблей, созданных в эпоху классицизма в итоге преемственной реконструкции территории со средневековой планировкой, центральные площади Витебска являются наиболее крупным, композиционно развитым ансамблем и служат ярким образцом градостроительства эпохи Просвещения.
Площади рассматривались в ряде работ. Опубликован фактологический материал, отражающий некоторые приемы их организации и архитектуру отдельных сооружений 1209; 585 ]. Однако остались невыявленными многообразные свойства ансамбля — композиционно планировочные, пространственные, объемно-пластические. К настоящему времени застройка почти утрачена: из трех десятков зданий сохранилось несколько более или менее перестроенных. Автором впервые
выполнены реконструкция плана ансамбля в М 1:1000, а также, в приближенном виде, реконструкция фасада застройки восточных сторон ратушной и культово-административной площадей в М 1:200. Графические реконструкции основаны на документальных планах города и его централь ной части. После образования в 1796 г. Витебской губернии это здание использовалось как дом вице-губернатора, а еще в 1780 г. симметрично ему на месте торговых лавок начато строительство такого же дома для коменданта, позже — для губернатора. Оба административных корпуса объединились общими воротами во двор, создав ансамблевую группу. Ее авторство приписывается И. Зигфридену. Обширное регулярное пространство созданного трапециевидного форума было открыто к ландшафту Витьбы и старой ратушной площади.
Второй этап — радикальное преобразование около 1775 г. площади перед зданием магистрата. В этом году вместо старой южнее ее построена новая ратуша, а Введенская церковь разобрана. Срединное пространство освобождено от торговых лавок, а к бернардинскому костелу и Воскресенской церкви пристроены 2-этажные классицистические здания гостиного двора, оформившие длинные стороны площади. Ансамбль унаследовал очертания треугольника, но изменил пространственную схему. Вместо попарного размещения четырех доминант (ратуша Введенский храм и Воскресенская церковь — бернардинский костел) было оставлено композиционное сочетание только последней пары и образована осевая видовая картина, завершенная новой ратушей. Поскольку пространство площади между корпусами гостиного двора расширялось к ратуше, при ее восприятии возникала обратная перспектива, благодаря которой вытянутая площадь казалась короче, а здание магистрата приближенным к ее середине.
Применение этого приема подтверждает идеологию преемственного осознания зодчими классицизма явлений практики мирового градостроительства, наличия связей с западным искусством. Известный пример — площадь Капитолия в Риме, созданная по замыслу Микеланджело в 1536 —1700 гг., где ширина между симметрично размещенными корпусами музеев древностей увеличивается и тоже по направлению к ратуше, которой служил дворец Сенатора.