Последним с востока звеном центра была городская усадьба минского старосты М. Бутримовича и прилегающая к ней новая площадь у пристани. П-образный в плане позднебарочный дворец на главной улице, обращенный курдонером к саду и реке, раньше тоже пространственно объединялся с природным окружением. По документу 1856 г. эта связь усиливалась строительством канала-гавани, прорытой от Пины по территории усадьбы. Другой канал был устроен на площади, короткой стороной раскрывавшейся к ландшафту наподобие главного торга. Организация площади на этом месте была композиционно удачной, так как система последовательно воспринимаемых комплексов общественного центра получила гармоничное завершение. Она приобрела элемент, формально корреспондировавшийся с основным форумом и необходимый для впечатления равновесия свободных от застройки пространств.
К городам, отличавшимся от Пинска радикализмом реконструкции, близким к прямоугольнику планом и ортогональной уличной сетью, относится Речица. Перепланировка началась по проекту 1800 г. и характеризуется планом 1830 г., двумя проектными решениями 1841 г.. Была изменена веерно-полукольцевая структура, за исключением единичных нерегулярных элементов, ликвидированы все общественно значимые площади с образованием новых на других местах. Роль главной магистрали перешла к иной планировочной оси, к которой под прямым углом примыкала другая важная улица. Торговая площадь на перекрестке этих коммуникаций, прилегающая стороной к главной улице, создана путем «врезки» в территорию двух соседних кварталов так, что они приобрели Г-образную конфигурацию. Сочетание основных осей в виде креста и форум на их пересечении сбоку от более длинной магистрали свидетельствуют о римско-античных реминисценциях и заимствовании черт местных ренессансных образцов градостроительного искусства.
Радикализм преобразования нерегулярной планировки сочетался со стабильностью положения ранее сформированных функций. К середине XIX в. у наследовался характер зонирования центра, представленный полукольцом территорий общественного назначения вокруг замкового холма с острогом. В соответствии с общими градостроительными тенденциями периода увеличились участки административных учреждений, появились новые зоны: лечебная и коммунально-складская. Как и в других уездных городах, прослеживается показательная черта регулярной планировки, отражавшая социально-экономическое состояние и эстетические идеалы общества разрыв между осуществленной в натуре планировочной формой и реальными возможностями ее наполнения конкретными общественными функциями, нежизненность некоторых градостроительных образований как компонентов центра. В Речице это выразилось в жилом использовании застройки новой главной площади, лишь с одной стороны смежной с участками культового и светского назначения.
Тем не менее достижением классицизма было создание новой структуры центра, существенно отличной от позднесредневековой и примечательной соединением распространенных, передовых эстетических идей с местными предпосылками художественного своеобразия. Центр представлял собой систему трех площадей, объединенных разными приемами и контрастных между собой по планировочному и объемному решению. К ним относились: главная площадь для торговых операций, но в первой половине XIX в. сформированная преимущественно жилой застройкой; культово-административная с Воскресенским собором, доминиканским костелом и присутственными местами; культовая, торговая и коммунально-складская с приходской церковью Николая Чудотворца и другими общественными зданиями.
Площади создали подобие Т-образной фигуры: одна из композиционных осей проходила параллельно Днепру, объединяя площади перед Воскресенским и Николаевским храмами, другая определяла поперечное направление, увязывая с пространством реки главную площадь. В классицистическом генеральном плане старый замок органично трактовался как исторически значимый узел пересечения этих градостроительных осей.